ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ ЕЗДОВОЙ БАЛКИ КОЗЛОВОГО КРАНА
Антон Владимирович ВАВИЛОВ, д-р техн. наук, профессор,
Митрофан Митрофанович ГАРОСТ, канд. техн. наук, доцент,
Алексей Адамович ШНАРКЕВИЧ, магистрант
Белорусский национальный технический университет
Рассмотрены основные виды конструкций ездовых балок козловых кранов. На основании проведенного прочностного расчета определено рациональное сечение ездовой балки, обеспечивающее повышение ее надежности, снижение массы и снижение затрат при изготовлении.
Ключевые слова: ездовая балка, козловой кран, конструкция, рациональное сечение, гофра, ЗО-модель, двутавровая балка.
Козловые краны эксплуатируются на открытых погрузочно-разгрузочных площадках, складах, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях, площадках для монтажа строительных сооружений и оборудования, перегрузки крупнотоннажных контейнеров и длинномерных грузов в условиях переменных температур при атмосферных осадках и различной скорости ветра.
Наиболее важной и сложной при проектировании козловых кранов является разработка металлоконструкций мостов и ездовых балок. Эти элементы, кроме нагружения от собственного веса крана и веса груза, воспринимают перекосные нагрузки от неравномерного движения крановых опор.
Для изготовления мостов козловых кранов используют различные профили с ездовыми балками, основные виды которых показаны на рис. 1. Наиболее распространенным исполнением являются коробчатые балки с прямолинейными стенками (рис. 2) [1].
Их элементы технологичны в изготовлении и сборке, осуществляемой, как правило, при помощи сварки, однако ввиду большого количества свариваемых элементов значительно увеличивается трудоемкость и себестоимость изготовления балок.
Верхний и нижний поясы 1 балок коробчатого сечения делают толще стенок 3 для оптимизации массы [2]. При больших пролетах определяющим критерием обеспечения несущей способности становится не прочность, а жесткость, что требует увеличения высоты сечения балки при относительно невысоких номинальных напряжениях. Местная устойчивость высоких стенок в сжатой зоне не обеспечивается. Поэтому их разделяют продольными и поперечными ребрами 2, а также диафрагмами 4, незначительно увеличивая массу балки. Но при этом существенно повышается трудоемкость и себестоимость изготовления балок, а при тяжелых режимах циклического нагружения снижается их сопротивление усталости. Последнее обстоятельство требует принятия конструктивно-технологических мер повышения выносливости или снижения номинальных напряжений в сечении за счет увеличения толщины стенки [2].
Одним из способов сокращения количества дополнительных элементов в коробчатых балках является использование стенок с гофрами, а также криволинейных или многогранных стенок. По результатам анализа существующих исполнений ездовых балок предлагается конструкция сечения балки (рис. 3) с двумя штампованными криволинейными боковыми стенками, на которых на равных расстояниях по высоте выполнено по 15 продольных изгибов. Такая форма позволяет сэкономить на элементах жесткости, значительно удешевить производство. Между собой боковые стенки соединяются посредством прокатной квадратной или прямоугольной трубы при помощи электрозаклепок. К верхней и нижней полкам привариваются электросваркой боковые стенки. Штампованные профили обеспечивают наиболее рациональные с точки зрения прочности и жесткости формы сечения и экономию металла.
Чтобы подтвердить повышенную несущую способность балок с криволинейными стенками, необходимо произвести их прочностной расчёт методом предельных состояний или конечных элементов (МКЭ) [1,4]. Последний наиболее эффективен, позволяя моделировать работу металлоконструкции под нагрузкой в условиях, приближенных к реальным, с последующей корректировкой размеров поперечного сечения с целью получения оптимальной конструкции. Он исключает возможность возникновения дефектов металлоконструкции в эксплуатации ещё на стадии её проектирования.
В программе КОМПАС 3D при помощи библиотеки АРМ FEM, реализующей МКЭ, проведены сравнительные расчеты трех сечений ездовых балок, схемы закрепления которых показаны на рис. 4: из двутавра №30 Б2 ГОСТ 19281; с криволинейными стенками и спроектированной нами конструкции, на боковых стенках которой выполнены изгибы. Для расчета ездовые балки разбиты на конечные элементы. Условная нагрузка принята равной 20 кН.
По результатам расчета максимальные значения эквивалентных напряжений в двутавровой балке равны 5,44 МПа (рис. 5), в балке с криволинейными стенками - 3,64 МПа (рис. 6), в ездовой балке, имеющей в сечении две криволинейные боковые стенки с изгибами на них и прокатные элементы - 5,38 МПа (рис. 7).
Это позволяет сделать вывод, что спроектированная и предлагаемая нами конструкция ездовой балки имеет напряжения, не превышающие их значения в широко применяемых известных конструкциях, но по сравнению с ними отличается меньшей массой. Масса 1 м пог. спроектированной ездовой балки составляет 46,6 кг, тогда как массы аналогичных по длине двутавровой балки и балки с криволинейными стенками равны 50 и 83,6 кг соответственно.