Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Разъяснения Ростехнадзора

Руководителю
Приволжского управления
Ростехнадзора
Петрову Б.Г.

Уважаемый Борис Германович!

Нежелание многих владельцев опасных производственных объектов менять технические устройства, отработавшие назначенный срок службы, более или менее понятно. Но то, что они еще из года в год стремятся уменьшить стоимость их диагностирования, противоречит всякому здравому смыслу. Известно, что чем старее оборудование, тем дороже обеспечивать его безопасное содержание и тем проблематичнее эксперту оценить его соответствие требованиям промышленной безопасности.
Часть экспертных организаций, осуществляющих деятельность на территории, подконтрольной Приволжскому управлению Ростехнадзора (перечень, при желании, можно узнать у тех же владельцев опасных производственных объектов), предлагают свои услуги по ценам в 2-3 раза ниже установленных общепринятыми среди экспертных организаций страны Прейскурантами на экспертные работы, в которых учтена их трудоемкость, условия, методы диагностирования и размер оплаты труда квалифицированных экспертов и дефектоскопистов.
Демпинг на услуги в сфере экспертизы промышленной безопасности продолжается невзирая на старение парка поднадзорного оборудования, при этом беспечный заказчик услуг на радостях и вопроса не задает: Откуда находится возможность так значительно снизить стоимость экспертных работ? Может исполнитель применяет прогрессивные методы диагностирования, использует новейшее оборудование и средства диагностики, или в течение нескольких дней скрупулезно обследует техническое устройство «дедовскими» методами, а потом месяц сопровождает его ремонт? Нет ни того, ни другого, ни третьего, есть только желание, не напрягаясь, заполучить пусть меньшие, чем хотелось бы, но вожделенные деньги. Сказывается это, в первую очередь, на объеме диагностирования, предусмотренного программой выполнения работ. Выполнить его на условиях демпинга, не теряя рентабельности, невозможно. Работать себе в ущерб никто не будет. Остается одно – выполнять объем на бумаге, что, собственно говоря, «лидерами рынка» экспертизы и делается.
С целью повышения качества диагностирования и, следовательно, безопасности эксплуатации технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, формирования цивилизованных взаимоотношений между участниками системы экспертизы промышленной безопасности, прошу поддержать обращение нижеподписавшихся руководителей экспертных организаций к своим коллегам и к владельцам опасных производственных объектов о необходимости использования в качестве основы для договорных отношений, предусмотренных Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98, Прейскурантов, разработанных отраслевыми проектными организациями с применением коэффициентов, учитывающих работу на высоте, в зоне действующего оборудования, с вредными условиями, при отрицательных температурах, на оборудовании импортной поставки, а также коэффициента, учитывающего фактический срок службы технических устройств и индекса изменения сметной стоимости экспертных (проектных) работ, с учетом фактического уровня инфляции Минэкономразвития России.
Ваше решение по изложенной проблеме прошу отразить в протоколе совещания «О состоянии экспертизы промышленной безопасности и работе экспертных организаций в 2011 году и задачах на 2012 год», проводимого Вами 8 февраля 2012 г. или в отдельном информационном письме.

 

Директор ООО СКБ «Высота» В.Н. Бухарев
Директор ООО «Центр ДиС» К.Г.Минабутдинов
Директор ООО «Татнефть-РНО-МехСервис» Р.Р.Аухадеев

07.02.2012 г.

Обеспечение организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности

Согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00): 1. П. 9.4.7. Периодическая проверка знаний ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузопо­дъемных кранов, ИТР, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, должна проводиться не реже 1 раза в 3 года комиссией предприятия, с участием инспектора Госгортехнадзора после обучения их по соответс­твующим программам. 2. П. 9.4.19. Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщики, их помощники, слесари, электромонтажники, наладчики приборов безопасности и стропальщики) должна производить­ся квалификационной комиссией периодически, не реже 1 раза в 12 мес и т.д. Если состав комиссии предприятия регламентирован Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опас­ных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (Постановление Госгортех­надзора России от 30.04.02 № 21), то состав квалификационной комиссии по повторной проверке знаний обслуживающего персонала ни правилами, ни положением не регламентируется. 1. Могут ли быть членами квалификационной комиссии структурных подразделений предприятия по повторной проверке знаний стропальщиков инженерно-технические работники этих подразделений, аттестованные комиссией предприятия в качестве лиц, ответственных за безопасное производство ра­бот кранами? 2. Если нет, то кто может быть членом квалификационной комиссии структурных подразделений предприятия по повторной проверке знаний стропальщиков?
Для периодической проверки знаний у стропальщиков комиссия должна назначаться приказом по предприятию об организации надзора за грузоподъемными машинами. В состав комиссии должны вхо­дить: технический директор, инженер по надзору за грузоподъемными кранами, ИТР, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, лица, ответственные за безопасное произ­водство работ грузоподъемными кранами, специалисты по охране труда и др.
Прошу разъяснить п.9.2.2 «г» Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00): «Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзо­ра, должно быть получено от этих органов в следующих случаях: г) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки». Расшифруйте слова «с применением сварки», относятся ли они к сварке металлоконструкций или уз­лов без их замены? Стреловому автокрану, отработавшему нормативный срок эксплуатации, была проведена экспертной организацией экспертиза промышленной безопасности для решения вопроса его дальнейшей эксплуата­ции. В процессе проведения экспертизы промышленной безопасности в раме крана была обнаружена тре­щина в базовой конструкции. Трещина устранена специализированной организацией с применением свар­ки (наложением шва) без замены металлоконструкции. Экспертная организация выдала положительное заключение, а также получила соответствующее ре­шение Ростехнадзора по данному заключению. Нужно ли для разрешения пуска крана в эксплуатацию приглашать инспектора Ростехнадзора или раз­решение может выдать инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии (пп. 9.3.21,9.3.28 Правил)?
В данном случае разрешения Ростехнадзора не требуется, а разрешение на пуск в работу может выдать инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном со­стоянии, с записью в паспорте крана п. 3.2.4 ПБ 10-382—00.
На основании п.9.5.18 «д» Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк). Прошу разъяснить, требуется ли разработка ППРк при проведении плановых ремонтных работ с применением грузоподъемных кранов?
При проведении плановых ремонтных работ грузоподъемными кранами требуется разработка ППРк, если на данный вид работ не разработаны типовые технологические карты погрузочно-разгрузочных работ.

Обеспечение организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности

По нашему мнению, статьи 9.4.12 и 9.4.24 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) явно противоречат друг другу. Так, согласно статье 9.4.12 к работам по подвешиванию на крюк груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам, а по статье 9.4.24 рабочие основных профессий (станочник, монтажник и т.п.) допускаются к управлению краном с пола или со стационарного пульта и зацепке груза на крюк такого крана после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке. Просим разъяснить, почему к более сложной и опасной работе, предусмотренной статьей 9.4.24, предъявляются низкие требования, тогда как к менее сложной и менее опасной (сравнительно) работе, предусмотренной статьей 9.4.12, - более высокие требования? Кроме того, не совсем ясно изложение статьи 9.4.24, в которой говорится после проведения инструктажа и проверки навыков управления кранами. Где и как эти работники, необученные и не допущенные к выполнению таких работ, могут вырабатывать навыки управления кранами? И по какой инструкции можно охватить людей, не прошедших обучение по конкретной профессии? Правомерен ли вообще такой подход к решению вопросов эксплуатации объектов повышенной опасности?
Требования контролирующих органов к проведению работ, изложенных в статьях 9.4.12 и 9.4.24 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), необходимы и достаточны. В статье 9.4.12 для подвешиванияна крюк без предварительной обвязки (грузы, имеющие цапфы, петли, рымболты или захватывающие полуавтоматическими захватными устройствами) допускаются рабочие, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе (сокращение программы для обучения таких стропальщиков осуществляется в установленном в учебной организации порядке). При этом из программы следует исключить материал, касающийся вопросов теоретического и практического обучения по пакетированию и обвязке грузов для подъема их краном. В статье 9.4.24 краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, регистрации в органах Ростехнадзора не подлежат и относятся к грузоподъемным машинам, менее опасным в эксплуатации, поэтому к их управлению и строповке груза могут допускаться рабочие после инструктажа и проверки навыков по строповке грузов.
В ОАО «ЗСМК» за год проводится более 300 экспертиз технических устройств, зданий и сооружений. И с годами количество только растет. Технические устройства проходят экспер­тизу уже не по одному разу. Сроки следующих экспертиз назначаются через 2-5 лет, при этом замечаний, вызывающих сомнение по обеспечению промышленной безопасности при дальней­шей эксплуатации, нет. Из каких условий должна назначаться повторная экспертиза промышленной безопас­ности? 2. Существует два документа «Методические указания по обследованию грузоподъемных ма­шин с истекшим сроком службы». Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96) и Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений (РД 10-397—01). В них есть различный подход к выполнению экспертизы (обследования). Каким документом пользоваться?
1. Основания для назначения экспертизы промышленной безопасности (в том числе и повтор­ной) изложены в Положении о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484—02), утвержденном постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.02 № 43, зарегистрированным Минюстом России 05.08.02, регистрационный № 3665. При условии выполнения полного объ­ема работ в соответствии с п.22 вышеуказанного документа устанавливается срок эксплуатации технического устройства до прогнозируемого наступления предельного состояния, по достиже­нии которого оно должно быть выведено из эксплуатации. В этом случае повторную экспертизу промышленной безопасности назначать не целесообразно. Если отсутствует возможность с необходимой достоверностью оценить срок эксплуата­ции технического устройства до прогнозируемого наступления предельного состояния, то в соответствии с п.10 ПБ 03-440—02 срок эксплуатации продлевается на период, в течение которого гарантированно не наступит предельное состояние технического устройства. Пос­ле этого периода назначается повторная экспертиза промышленной безопасности и проце­дуры могут повторяться до прогнозируемого наступления предельного состояния техничес­кого устройства. При проведении экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений можно пользоваться Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 1. Общие положения (РД 10-112—96), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 28.03.96 № 12, так как они включены в Перечень нормативных пра­вовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной служ­бы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01—2006). Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сооружений (РД 10-397—01) отменено. Вместо него следует руководствоваться Положением по проведению экспертизы про­мышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъ­емные сооружения (РД 10-528—03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.03 № 5, зарегистрированным Минюстом России 28.03.03, регистрационный № 4345.
На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть