Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

Правила проведения

Экспертиза промышленной безопасности необходима для безопасной и стабильной работы технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также зданий и сооружений, находящихся на территории опасных производственных объектов (ОПО). Она проводится согласно федеральному закону о промышленной безопасности №116-ФЗ. При этом необходимо проверять не только качество материалов, использованных при изготовлении технических устройств или постройке объекта, самой постройки, но и различные системы, предназначенные для их жизнеобеспечения. Экспертиза промышленной безопасности ОПО проводится организацией, у которой в штате имеютсяэксперты и специалисты в соответствующей области надзора (подъемные сооружения, котлонадзор, объекты нефтехимии т.п.).
Что такое техническое диагностирование оборудования?

Неотъемлемая часть экспертизы промышленной безопасности ОПО – техническое диагностирование оборудования. Его задача – определить, в каком состоянии находится объект. Оно проводится после того, как истечет срок службы, указанный в документации, либо закончится расчетное время безопасной работы, либо техническое устройство отработает определенное количество рабочих циклов.

Кроме того, техническое диагностирование проводят в тех случаях, когда обнаруживаются дефекты ответственных элементов, работающих под значительным давлением, нагрузками, либо после аварийно-восстановительного ремонта. В результате этой процедуры выясняется возможность дальнейшей безопасной эксплуатации оборудования и его остаточный ресурс.

На промышленных и строительных объектах применяется значительное количество различных грузоподъёмных машин, отработавших срок службы. В целях обеспечения их безопасного использования по назначению, периодически требуется экспертиза промышленной безопасности.

Экспертиза крана нужна тогда:

  • когда краном выработан срок службы (в большинстве случаев это более 20 лет),
  • отсутствует (утерян) паспорт,
  • превышен допустимый лимит циклов нагружения,
  • имеются факты нарушения правил эксплуатации,
  • если в результате поломки крана менялась конструкция грузоподъёмной машины или материал расчетных элементов.

Экспертиза грузоподъемной машины заканчивается принятием решения, определяющего вектор в дальнейшей его эксплуатации: будет ли она отправлена в ремонт, запрещена к использованию или её можно применять, с перечислением, при необходимости, дополнительных условий эксплуатации и (или) ограничений параметров.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 14 ноября 2013 года № 538
Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (с изменениями на 9 марта 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными: приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.08.2015, № 0001201508100054); приказом Ростехнадзора от 9 марта 2016 года № 90 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.04.2016, № 0001201604110016).

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст.17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; № 27, ст.3478) постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст.3348Г2006, № 5, ст.544; № 23, ст.2527; № 52, ст.5587; 2008, № 22, ст.2581; № 46, ст.5337; 2009, № 6, ст.738; № 33, ст.4081; № 49, ст.5976; 2010, № 9, ст.960; № 26, ст.3350; № 38, ст.4835; 2011, № 6, ст.888; № 14, ст.1935; № 41, ст.5750; № 50, ст.7385; 2012, № 29, ст.4123; № 42, ст.5726; 2013, № 12, ст.1343; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности".
2. Признать не подлежащими применению следующие постановления Федерального горного и промышленного надзора России:
от 6 ноября 1998 года № 64 "Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 1998 года, регистрационный № 1656; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 35-36);
от 7 сентября 1999 года № 65 "Об утверждении Правил экспертизы декларации промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 1999 года, регистрационный № 1920; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, № 41);
от 27 октября 2000 года № 61 "Об утверждении Изменения № 1 к "Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2000 года, регистрационный № 2476; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, № 50);
от 9 октября 2001 года № 44 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2002 года, регистрационный № 3214; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 6);
от 21 июня 2002 года № 34 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 августа 2002 года, регистрационный № 3705; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 38);
от 1 августа 2002 года № 48 "Об утверждении Изменения № 1 к "Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2002 года, регистрационный № 3720; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 39);
раздел VII "Требования к проведению экспертизы промышленной безопасности" Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 года № 61-А (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2002 года, регистрационный № 3968; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, № 50);
от 23 октября 2002 года № 62 "Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы пара и горячей воды" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2002 года, регистрационный № 4001; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 2);
от 16 января 2003 года № 1 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов по хранению и переработке зерна" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 года, регистрационный № 4394; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 27);
от 4 марта 2003 года № 5 "Об утверждении Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2003 года, регистрационный № 4345; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, № 23);
от 5 июня 2003 года № 63 "Об утверждении "Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года, регистрационный № 4746; Российская газета (специальный выпуск), 2003, № 120/1);
от 5 июня 2003 года № 67 "Об утверждении "Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2003 года, регистрационный № 4686; Российская газета (специальный выпуск), 2003, № 120/1);
от 10 июня 2003 года № 82 "Об утверждении Методических указаний по проведению экспертизы промышленной безопасности очистных механизированных комплексов" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 года, регистрационный № 4803; Российская газета (специальный выпуск), 2003, № 120/1).
3. Признать утратившими силу следующие приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
от 15 ноября 2006 года № 1005 "Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 года, регистрационный № 8577; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2006, № 51);
от 12 декабря 2012 года № 713 "О внесении изменений в Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2013 года, регистрационный № 26927; Российская газета, 2013, № 39).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Врио руководителя А.Ферапонтов

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 года, регистрационный № 30855 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (с изменениями на 9 марта 2016 года)

I. Общие положения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст. 17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; № 27, ст.3478).
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).
3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).
4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.
5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте,
предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
абзац исключен с 21 августа 2015 года - приказ Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований
законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам
9.  Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:
1)иметь высшее образование;
2)иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3)обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений;
4)иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз промышленной безопасности;
5)подпункт исключен с 22 апреля 2016 года - приказ Ростехнадзора от 9 марта 2016 года № 90.
(Пункт 9 в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
9.1.Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:
1)иметь высшее образование;
2)иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3)обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений;
4)иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз промышленной безопасности;
5)подпункт исключен с 22 апреля 2016 года - приказ Ростехнадзора от 9 марта 2016 года № 90.
(Пункт 9.1 дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266)
9.2.Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:
1)иметь высшее образование;
2)иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3)обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений;
4)подпункт исключен с 22 апреля 2016 года - приказ Ростехнадзора от 9 марта 2016 года № 90.
(Пункт 9.2 дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266)
10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.
Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.
11. Эксперты обязаны:
определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.
12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы
13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности,
всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.
15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.
В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, № 21).
16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.
17. Приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы.
В случае участия в экспертизе группы экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
17.1. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности" (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 1 июня 2015 года).
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266)
17.2. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266)
17.3. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".
(Пункт дополнительно включен с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266)
18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.
19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:
предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.
20. Заказчик обязан предоставить доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.
Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:
-при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
-при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
-при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
-в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.
22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.
В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.
Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.
23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.

IV. Оформление заключения экспертизы
24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.
25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.
26. Заключение экспертизы содержит:
1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2)вводную часть, включающую:
положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья), устанавливающих требования к объекту экспертизы, и на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;
сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес места нахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
3)перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4)данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5)цель экспертизы;
6)сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7)краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8)результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения
нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы
требованиям промышленной безопасности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
9)выводы заключения экспертизы;
10)приложения, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2015 года
приказом Ростехнадзора от 3 июля 2015 года № 266.
27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):
1)объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2)объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3)объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.
28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.
29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:
об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:
оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.
31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного
производственного объекта содержит один из следующих выводов:
1)обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2)обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.
32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть