яндекс счетчик
Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16
Проверка работоспособности приборов безопасности грузоподъемных кранов. Ограничители, указатели, регистраторы

Установка и ремонт приборов безопасности кранов. Номенклатура приборов

Краны стрелового типа в обязательном порядке должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (грузового момента), указателями грузоподъемности, регистраторами параметров и, в определенных случаях, анемометрами, креномерами, устройствами для защиты от опасного напряжения и для работы в "стесненных условиях" и иными приборами, в соответствии с требованиями ГОСТ 32575.2 и ГОСТ 32575.3.

Ремонт приборов безопасности крана

Ремонт приборов безопасности кранов – это достаточно непростой технологический процесс, который должны выполнять профессионалы-наладчики в соответствии с инструкцией. При неправильной установке прибора либо его несанкционированной замене безопасная работа на кране невозможна.
В целях поддержания необходимого уровня промышленной безопасности, в процессе экспуатации кранов, необходимо периодически выполнять проверку работоспособности  (диагностику) их приборов безопасности и систем защиты. Если будут обнаружены неисправности, следует тут же их устранять, не допуская использования кранов в работе при их наличии. Чаще всего, ремонт приборов безопасности кранов заключается в замене отдельных компонентов, входящих в их состав (плат, микросхем, датчиков и т.п.), после чего следует регулировка, настройка до необходимых параметров.

Где заказать установку и ремонт?

Наша организация занимается техническим обслуживанием систем защиты, приборов и устройств безопасности грузоподъёмных кранов, мы устанавливаем, ремонтируем и проводим их техническое обслуживание. Ремонтные работы выполняются как непосредственно на участке, где находится кран, так и на производственной базе ООО СКБ "Высота".
Лаборатория ПБ и СЗТУ оснащена самым современным оборудованием, позволяющим максимально быстро проводить все работы. У наших специалистов профильное образование и опыт работы от 5 до 25 лет.
Если вам нужно отремонтировать либо заменить отслужившие приборы безопасности кранов - обращайтесь. Для консультации и более подробной информации об услугах позвоните нашим специалистам.

Заместитель главного инженера по обслуживанию и ремонту СЗТУ
Камалов Фанус Мавлетзанович
Тел./Факс: (8552) 44-84-44, 8-800-500-39-35

Грузозахватные приспособления

Эксплуатация грузозахватных приспособлений и грузовой тары
на основе требований ГОСТ 33715-2015

Требования к эксплуатации грузозахватных приспособлений, за исключением нескольких статей ранее действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, нескольких пунктов ныне действующих ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее - ФНП ПС) и РД 10-33-93 (касающихся только стропов) в отраслевой нормативной базе до 2015 года отсутствовали.

Выполнение указанного незначительного объема требований к эксплуатации грузозахватных приспособлений и грузовой тары в условиях их использования с грузозахватными кранами на конкретном опасном производственном объекте и контроль за выполнением обозначенных требований в ФНП ПС предписывалось осуществлять на основе сведений, изложенных в руководстве по эксплуатации грузозахватных приспособлений, соответствующих приложениях к ФНП ПС, Проектах производства работ (далее - ППР) и технологических картах (далее – ТК), а также в инструкции по оценке технического состояния и браковке грузозахватных приспособлений, содержащей критерии предельного состояния, которая утверждается распорядительным актом эксплуатирующей организации.

В последнем случае это нонсенс, то есть в каждой эксплуатирующей организации могут применяться свои, «местечковые» нормы браковки грузозахватных приспособлений. Стропы, отчасти, являются исключением, так как их браковочные признаки приведены в приложениях к ФНП ПС. Вновь изготовленные после 2011 года грузозахватные приспособления должны снабжаться руководством по эксплуатации, соответствующим требованиям технического регламента ТР ТС «О безопасности машин и оборудования». Как показывает практика, выпускаемые грузозахватные приспособления не снабжаются руководством по эксплуатации, отвечающим требованиям технического регламента. Об инструкциях по эксплуатации выпущенных ранее и находящихся в эксплуатации грузозахватных приспособлениях и говорить не приходится, потому как для большинства грузозахватных приспособлений указанные инструкции вовсе не разрабатывались.

При разработке ППР и ТК с использованием грузоподъемных кранов проектировщики требования ФНП ПС и РД 11-06-2007 (утерял силу, используется как справочный материал). Несмотря на достоинства РД 11-06-2007, в данном документе нет указаний о безопасности использования грузозахватных приспособлений, способах строповки, зацепки и обвязки определенных видов грузов с использованием конкретных типов грузозахватных приспособлений.

Какой-либо вразумительный подход по освещаемой теме в нормативных документах попросту отсутствовал. Причин несколько. Одна из основополагающих причин заключалась в сложности выработки концептуального подхода и обозначения необходимости создания соответствующего нормативного документа, устанавливающего требования, направленные на безопасность использования грузозахватных приспособлений, на стадиях жизненного цикла, начинающихся после изготовления.

Далее – небольшой экскурс в ФНП ПС, с целью освещения требований, которые устанавливаются данным документом, и процессу эксплуатации грузозахватных приспособлений:

Пуск в работу и постановка на учет

137. Решение о вводе в эксплуатацию грузозахватных приспособлений, тары и специальных съемных кабин и люлек (для подъема и перемещения людей кранами) записывается в специальный журнал учета и осмотра специалистом, ответственным за безопасное производство работ.

Техническое освидетельствование

194. (3 абзац) Оценку работоспособности стальных канатов, цепей, рельсовых путей, грузозахватных приспособлений выполняют согласно методикам и браковочным показателям, приведенным в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, а при их отсутствии – согласно требованиям настоящих ФНП.

Требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары

215. Требования промышленной безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений, в том числе, к проведению технического обслуживания, ремонта, реконструкции должны быть не ниже требований промышленной безопасности при эксплуатации ПС, совместно с которым они используются по назначению.
218. Съемные грузозахватные приспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в том числе, по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватные приспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы), не должны находиться в местах производства работ.
219. Стропальщики и крановщики (операторы) должны проводить осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации.
220. Для контроля технического состояния элементов, узлов и соединений грузозахватных приспособлений (клещи, траверсы, захваты), которое невозможно определить в собранном виде, ежегодно, в сроки, определенные графиком, утвержденным распорядительным актом эксплуатирующей организации, должна производиться их частичная разборка, осмотр и ревизия.
221. (2 абзац) Ремонт стропов следует выполнять заменой изношенных элементов на аналогичные новые, проект и ТУ в этом случае не разрабатываются.
223. Ветви многоветвевых стропов и траверс, разъемные звенья, крюки и другие легко заменяемые (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетные элементы грузозахватных приспособлений, примененные взамен поврежденных или изношенных, должны иметь необходимую маркировку изготовителя, при этом в паспорте грузозахватного приспособления должна быть сделана отметка о проведенном ремонте.
224. Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, утвержденной распорядительным актом эксплуатирующей организации (при отсутствии норматива или браковочных показателей изготовителя) и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы.

Вышеперечисленные пункты ФНП ПС являются обязательными к исполнению эксплуатирующими организациями, при этом, как их выполнять данный нормативный правовой акт не поясняет (да и не должен).

Тупиковые упоры

Согласно положениям ГОСТ Р 70539-2022 «Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования»:

Упор тупиковый – устройство механическое, которое, в комплекте из двух и более штук, препятствует опасному передвижению крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможному при отказе средств автоматической остановки и (или) тормозов механизма передвижения.

При построении нового определения термина «упор тупиковый» разработчики ГОСТ Р 70539 оперировали следующими аргументами:

  1. В качестве смысловой основы были использованы логически выстроенные понятия из ГОСТ EN1070 – 2003 «Безопасность оборудования. Термины и определения», приведенные далее в соответствии с пунктуацией стандарта:

 3.34 механическое ограничивающее устройство: Устройство, которое создает механическое препятствие (клин, стержень, стопор, распорка и т.д.) для машины и, благодаря своей прочности, может препятствовать любому опасному движению (например, падению копра из-за отказа нормального опорного устройства).

3.35 ограничивающее устройство: Устройство, которое препятствует машине или элементам машины перейти заданные границы (например, пространственные границы, предельное давление).

  1. Принципиально иной, в отличие от ранее используемого понятия1, подход, закладываемый в новое определение, объясняется нижеперечисленными доводами:

Назначение тупиковых упоров не ограничивается «предотвращением схода крана с концевых участков кранового пути», т.к. во многих случаях упоры устанавливаются не в конце или не в самом конце рельсового пути, либо вовсе в его середине и функция упоров в данных случаях не будет отвечать части прежнего определения.

Варианты случаев, когда кран не сойдет с концевого участка кранового пути, но опасность аварии, в случае отсутствия тупиковых упоров, будет создана:

а) кран работает в стесненных условиях и в случае пересечения границы рабочей зоны рельсового пути кран, ввиду своих габаритов и (или) конструкции либо положения стрелового оборудования, ударится о здание, сооружение или технологическое оборудование (при отсутствии или несрабатывании координатной защиты);

б) участок рельсового кранового пути признан аварийным и передвижение по нему запрещено либо выполняется замена рельсов без приостановки работы крана;

в) обустроен временный переезд транспортных средств через рельсовый путь либо на путь установлены леса или иные средства подмащивания для ремонта зданий (сооружений, оборудования) и по проекту производства ремонтных работ передвижение кранов в данной зоне запрещено;

г) выполняется ремонт одного из нескольких кранов, используемых на одном рельсовом пути и соударение буферов работающих кранов с буферами ремонтируемого крана влечет за собой опасность для ремонтного персонала, находящегося на кране;

д) проектом производства работ рельсовых кранов стрелового типа установлено ограничение на совмещение в плане рабочих зон, образуемых движениями кранов (при отсутствии координатной защиты).

Вывод: Использование понятия «препятствует опасному передвижению крана за границами рабочей зоны рельсового пути» является более объективным, нежели чем пояснение «для предотвращения его схода с концевых участков кранового пути».

В определении термина «упор тупиковый», применяемом в прежней редакции1:

а) о самом объекте говориться в единственном числе, однако один упор не выполнит заданную определением функцию, поэтому в новое определение термина «упор тупиковый» введено уточнение «устройство, «которое, в комплекте из двух и более штук», что является вполне логичным и обоснованным;

б) применяемая формулировка «предназначенное для гашения скорости крана», в данном случае неуместна, так как она является пояснением физической основы остановки крана, а не назначением упора (упоров). Более объективное и глубокое раскрытие этой основы, приводится в следующих терминах и определениях, касающихся типов упоров и их элементов, содержащихся в стандарте:

упор тупиковый ударного типа: Упор тупиковый, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при соударении буфера крана с амортизатором;

упор тупиковый безударного типа: Упор тупиковый, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при преодолении ходовым колесом крана накатной горки;

амортизатор: Элемент тупикового упора ударного и комбинированного типа, который непосредственно и совместно с буфером крана поглощает кинетическую энергию движущегося крана при его наезде на тупиковый упор;

горка накатная: Криволинейная поверхность катания тупикового упора безударного или комбинированного типа, образуемая радиусом окружности переходной кривой и конечным конструктивным радиусом, обеспечивающая условие равенства кинетической энергии движущегося крана и потенциальной энергии подъема крана на необходимую высоту, достигаемую при его наезде на накатную горку;

в) применяемую ранее формулировку «в аварийных ситуациях» нельзя признать объективной и точной, в связи с тем, что эта функция тупикового упора не может быть реализована в полном объеме, т.к. она подразумевает и остановку крана при его угоне ветром, превышающим скорость ветра как рабочего, так и нерабочего состояния (что невозможно обеспечить), поэтому ее применение в определении нельзя считать обоснованным;

г) пояснение одного из обстоятельств, при котором может произойти «сход крана с концевых участков кранового пути», а именно «отказ отключающего устройства» является неточным и неполным, т.к. при работоспособном отключающем устройстве может произойти отказ ограничителя передвижения крана (концевого выключателя). В связи с этим, в новое определение термина «упор тупиковый» взамен понятия «отключающее устройство» применено понятие «средства автоматической остановки», раскрытие которого дано ниже:

средства автоматической остановки: Совокупность ограничителей рабочих движений крана и отключающих устройств, обеспечивающих остановку крана при непреднамеренном пересечении границы рабочей зоны рельсового пути.

1 тупиковый упор: Устройство, предназначенное для гашения скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе отключающего устройства или тормозов механизма передвижения крана.

Типы тупиковых упоров

  • Ударные (остановка крана происходит за счет поглощения кинетической энергии резиной, пружиной, пневмогидроцилиндрами, либо деревянными элементами, установленными на тупиковых упорах,
  • Безударные (остановка за счет поглощения энергии путем преодоления накатной горки тупикового упора),
  • Комбинированного типа.

Тупиковые упоры устанавливаются в точном соответствии с проектом кранового пути либо руководством по эксплуатации крана. В паспорте комплекта тупиковых упоров после их монтажа должна быть сделана соответствующая запись. После установки потребитель проверяет целостность и комплектность изделий, правильность установки, а также проводится проверка их работоспособности. Эти результаты заносятся в акты сдачи кранового рельсового пути в эксплуатацию.

Меры безопасности

После аварийного наезда на безударные тупиковые упоры или соударения с тупиковыми упорами ударного типа соответствующая комиссия проводит их внешний (визуальный) осмотр и необходимые измерения, после чего выполняется оценка технического состояния элементов. При необходимости выполняется ремонт либо замена.

Применять тупиковые упоры запрещено:

  • С трещинами в сварных соединениях элементов конструкции, а также в основном металле, или если из-за коррозии снижена толщина деталей более чем на 7%.
  • При износе осей и втулок более 3% от начального размера.
  • Если износ амортизатора составляет более 30%, имеет неполную комплектацию, ослабленные болтовые соединения и другие подобные дефекты.

Работать на кране допускается только при работоспособном состоянии тупиковых упоров, т.е. когда они соответствуют требованиям эксплуатационной документации и могут выполнять свои функции путем надлежащего останова крана при его непреднамеренном наезде на упоры.

Подержанные краны

Многие владельцы подержанных кранов задумываются о проблеме их утилизации или реализации на вторичном рынке. Наша организация поможет Вам решить этот вопрос. Обратитесь к нам – проблема будет решена в оптимальном варианте. Наши специалисты помогут Вам реализовать имеющийся у Вас кран любого типа, а также при необходимости дадут советы по проведению предпродажной подготовки Вашего крана.

Обратившись в ООО СКБ “Высота”, Вы можете быть уверены в том, что сможете продать свой грузоподъемный кран по адекватной цене, которая отвечает нынешнему состоянию данного сегмента рынка. Но если Вас интересует вопрос приобретения подержанного крана, Вы также можете обратиться к нам за советом и помощью. Наши специалисты подскажут Вам, какой именно тип крана следует приобрести для производства необходимых Вам строительно-монтажных или погрузочно-разгрузочных работ, а также помогут выбрать наиболее оптимальную модификацию крана из имеющихся в наличии.

Обратившись для покупки подержанного крана в нашу компанию, Вы получите высококвалифицированную консультацию и будете иметь возможность приобрести по его минимальным ценам.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть