Согласно положениям ГОСТ Р 70539-2022 «Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования»:
Упор тупиковый – устройство механическое, которое, в комплекте из двух и более штук, препятствует опасному передвижению крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможному при отказе средств автоматической остановки и (или) тормозов механизма передвижения.
При построении нового определения термина «упор тупиковый» разработчики ГОСТ Р 70539 оперировали следующими аргументами:
- В качестве смысловой основы были использованы логически выстроенные понятия из ГОСТ EN1070 – 2003 «Безопасность оборудования. Термины и определения», приведенные далее в соответствии с пунктуацией стандарта:
3.34 механическое ограничивающее устройство: Устройство, которое создает механическое препятствие (клин, стержень, стопор, распорка и т.д.) для машины и, благодаря своей прочности, может препятствовать любому опасному движению (например, падению копра из-за отказа нормального опорного устройства).
3.35 ограничивающее устройство: Устройство, которое препятствует машине или элементам машины перейти заданные границы (например, пространственные границы, предельное давление).
- Принципиально иной, в отличие от ранее используемого понятия1, подход, закладываемый в новое определение, объясняется нижеперечисленными доводами:
Назначение тупиковых упоров не ограничивается «предотвращением схода крана с концевых участков кранового пути», т.к. во многих случаях упоры устанавливаются не в конце или не в самом конце рельсового пути, либо вовсе в его середине и функция упоров в данных случаях не будет отвечать части прежнего определения.
Варианты случаев, когда кран не сойдет с концевого участка кранового пути, но опасность аварии, в случае отсутствия тупиковых упоров, будет создана:
а) кран работает в стесненных условиях и в случае пересечения границы рабочей зоны рельсового пути кран, ввиду своих габаритов и (или) конструкции либо положения стрелового оборудования, ударится о здание, сооружение или технологическое оборудование (при отсутствии или несрабатывании координатной защиты);
б) участок рельсового кранового пути признан аварийным и передвижение по нему запрещено либо выполняется замена рельсов без приостановки работы крана;
в) обустроен временный переезд транспортных средств через рельсовый путь либо на путь установлены леса или иные средства подмащивания для ремонта зданий (сооружений, оборудования) и по проекту производства ремонтных работ передвижение кранов в данной зоне запрещено;
г) выполняется ремонт одного из нескольких кранов, используемых на одном рельсовом пути и соударение буферов работающих кранов с буферами ремонтируемого крана влечет за собой опасность для ремонтного персонала, находящегося на кране;
д) проектом производства работ рельсовых кранов стрелового типа установлено ограничение на совмещение в плане рабочих зон, образуемых движениями кранов (при отсутствии координатной защиты).
Вывод: Использование понятия «препятствует опасному передвижению крана за границами рабочей зоны рельсового пути» является более объективным, нежели чем пояснение «для предотвращения его схода с концевых участков кранового пути».
В определении термина «упор тупиковый», применяемом в прежней редакции1:
а) о самом объекте говориться в единственном числе, однако один упор не выполнит заданную определением функцию, поэтому в новое определение термина «упор тупиковый» введено уточнение «устройство, «которое, в комплекте из двух и более штук», что является вполне логичным и обоснованным;
б) применяемая формулировка «предназначенное для гашения скорости крана», в данном случае неуместна, так как она является пояснением физической основы остановки крана, а не назначением упора (упоров). Более объективное и глубокое раскрытие этой основы, приводится в следующих терминах и определениях, касающихся типов упоров и их элементов, содержащихся в стандарте:
упор тупиковый ударного типа: Упор тупиковый, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при соударении буфера крана с амортизатором;
упор тупиковый безударного типа: Упор тупиковый, предназначенный для остановки движущегося крана посредством поглощения кинетической энергии при преодолении ходовым колесом крана накатной горки;
амортизатор: Элемент тупикового упора ударного и комбинированного типа, который непосредственно и совместно с буфером крана поглощает кинетическую энергию движущегося крана при его наезде на тупиковый упор;
горка накатная: Криволинейная поверхность катания тупикового упора безударного или комбинированного типа, образуемая радиусом окружности переходной кривой и конечным конструктивным радиусом, обеспечивающая условие равенства кинетической энергии движущегося крана и потенциальной энергии подъема крана на необходимую высоту, достигаемую при его наезде на накатную горку;
в) применяемую ранее формулировку «в аварийных ситуациях» нельзя признать объективной и точной, в связи с тем, что эта функция тупикового упора не может быть реализована в полном объеме, т.к. она подразумевает и остановку крана при его угоне ветром, превышающим скорость ветра как рабочего, так и нерабочего состояния (что невозможно обеспечить), поэтому ее применение в определении нельзя считать обоснованным;
г) пояснение одного из обстоятельств, при котором может произойти «сход крана с концевых участков кранового пути», а именно «отказ отключающего устройства» является неточным и неполным, т.к. при работоспособном отключающем устройстве может произойти отказ ограничителя передвижения крана (концевого выключателя). В связи с этим, в новое определение термина «упор тупиковый» взамен понятия «отключающее устройство» применено понятие «средства автоматической остановки», раскрытие которого дано ниже:
средства автоматической остановки: Совокупность ограничителей рабочих движений крана и отключающих устройств, обеспечивающих остановку крана при непреднамеренном пересечении границы рабочей зоны рельсового пути.
1 тупиковый упор: Устройство, предназначенное для гашения скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе отключающего устройства или тормозов механизма передвижения крана.