Отвечает технический директор ООО СКБ «Высота» В.Н. Бухарев:
Перечень обслуживаемого технического оборудования, приведенный в производственной инструкции электромонтера должен быть дополнен наименованиями обслуживаемого грузоподъемного (грузоподъемные краны, лебедки, электрические тали и т.п.). Программа обучения также должна быть подготовлена с учетом конструктивного исполнения электрооборудования указанного оборудования.
Порядок допуска электромонтеров к обслуживанию грузоподъемного оборудования и порядок оплаты должны определяться внутренними распорядительными актами, организации эксплуатируемой данное оборудование.
Оплата производится за умение выполнять работы соответствующие тарифному (квалификационному) разряду.
Отвечает технический директор ООО СКБ «Высота» В.Н. Бухарев:
Монорельсовый путь мостового крана, в том числе кран-балки, - это оборудование, используемое совместно с краном. Относится к группе ПС.
Отвечает технический директор ООО СКБ «Высота» В.Н. Бухарев:
Согласно требованиям п. 122 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 г. № 461 организация, эксплуатирующая краны мостового типа (мостовые и козловые), в том числе так называемые кран-балки, должна разработать порядок применения марочной системы при их эксплуатации, при которой управление краном разрешается лишь крановщику (оператору), получившему ключ-марку под подпись в журнале выдачи ключей-марок. Грузоподъемность крана (0,5 т или 10 т) в данном случае значения не имеет.
В соответствии с п. 4.3 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (РД 10-529—03), экспертная организация, а также ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы и оценки экспертной организации.
В случае выполнения ремонтных работ на грузоподъемном кране и проведения экспертных работ на этом же кране после его ремонта силами одной и той же организации возникает фактор заинтересованности в результатах работы между ремонтным персоналом и специалистами, проводившими экспертное обследование, т.е. вышеназванное в п. 4.3 РД 10-529—03 условие не выполняется.
Согласно пункту 6.1.5 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», при строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются по приложению Г настоящих норм и правил, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места постоянного или временного нахождения людей на территории строительной площадки или вблизи нее, работы следует выполнять в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР), содержащими решение следующих вопросов, рекомендованных в приложении Ж, для обеспечения безопасности людей:
В соответствии с пунктом К.5 приложения Ж СНиП 12-03-2001 в случае, если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:
а) вблизи мест перемещения груза краном:
б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:
В соответствии с приложением Г СНиП 12-03-2001 границы опасной зоны определяются от перемещаемого груза и не предусматривается возникновение опасных зон от падения крана и его отдельных узлов, поэтому консольная часть крана и часть балочной стрелы, на которую не может заходить грузовая тележка, при соблюдении требований действующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированы в Минюсте России 31 декабря 2013 г. № 30992 (далее – ФНП по ПС), могут перемещаться за пределами строительной площадки.
В соответствии с пунктом 101 ФНП по ПС, выполнение строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ над действующими коммуникациями, проезжей частью улиц или в стесненных условиях на опасных производственных объектах с применением ПС (в т.ч. грузоподъемных кранов) должно осуществляться в соответствии с ППР, разработанным эксплуатирующей или специализированной организацией, в соответствии с требованиями пунктов 159 – 167 настоящих ФНП.
Ответственность за качество и соответствие требованиям промышленной безопасности ППР несет его разработчик.
Эксплуатация ПС с отступлениями от требований ППР не допускается. Внесение изменений в ППР осуществляется разработчиком ППР.
Одновременно сообщаем, что приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2016 г. № 146 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533» внесены изменения в ФНП по ПС, в том числе и по вопросам определения опасных зон при работе ПС.
Требование потребителя об оснащении грузоподъемных кранов законно, если это является одним из условий договора поставки (ремонта, реконструкции), а также, если в техническом задании (опросном листе) имеется данное требование либо ссылка на ГОСТ 55719-2012 или ГОСТ 32575.5-2013
Да, это возможно. В соответствии с п.171 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются ПС» техническое освидетельствование ПС (в т.ч. и ЧТО автокрана) должно проводится «самолично» работниками организации (индивидуального предпринимателя), владеющей (эксплуатирующей) кран. Основное требование к ним – наличие протокола аттестации в комиссии РТН по А.1 и Б.9.31. Это, как правило. Однако, в соответствии с п. 193 упомянутых выше ФНП, проведение технического освидетельствования разрешается специализированным организациям. Это как позволение.
Уважаемая Любовь Николаевна, полигон для подготовки крановщиков, безусловно, нужен. Косвенное свидетельство тому - подпункт д) пункта 148 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Не всегда оправдано создание (сооружение) полноценного полигона. Предполагаю, что возможно организовать практические занятия на арендуемых законсервированных производственных площадях предприятий, на которых имеются грузоподъемные краны.
Уважаемая Дарья! Требования к организациям (в т.ч.и ИП), имеющим намерение предоставлять услуги по техническому обслуживанию и ремонту приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, изложены в п.п. 87,88, а также п.п. 14,15,17,20,21,267 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.»
Уважаемый Владимир, в настоящее время нормативными правовыми актами запрашиваемые Вами нормы не установлены. Одновременно могу сообщить, что в решении данного вопроса эксплуатирующие организации, как правило, руководствуются статьей 295 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором СССР 30.12.1969 г., в которой численность грузоподъемных машин, технический надзор за которыми может быть поручен одному специалисту, ограничена 50 единицами.
Уважаемая Мария, специалист, аттестованный в ТАК Ростехнадзора по областям А.1 и Б.9.31 может быть назначен ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС (по старой терминологии – ИТР по надзору за ГПМ). При этом он не имеет права одновременно выполнять обязанности специалистов, ответственных за безопасное производство работ и за содержание кранов в работоспособном состоянии.
Уважаемый Алексей, на Ваш запрос сообщаю следующее:
Технологические карты, определяющие требования к безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными кранами, в т.ч. мостовыми, разрабатываются в соответствии с п.102 ФНП "Правила эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" для всех случаев эксплуатации кранов на опасных производственных объектах, расположенных на базах, складах, цехах и открытых площадках, за исключением строительных объектов, на которых требования к установке и эксплуатации кранов определяются проектом производства работ.
Требования к безопасному выполнению работ мостовыми кранами, используемыми на производственных объектах, не входящих в категории опасных (ОПО) также должны быть установлены технологическими картами (или ППР)в соответствии с требованиями п.19 "Правил по охране труда при производстве погрузочно-разгрузочных работ" утв. Приказом Минтруда от 17.09.2014 г. №642н, при этом, в соответствии с п.35 упомянутых "Правил" у работников непосредственно эксплуатирующих краны должны быть в постоянном доступе схемы строповки, а применение грузозахватных приспособлений и тары осуществляется согласно документации на транспортировку грузов.
Разработку технологических карт выполняют специалисты, прошедшие курсы повышения квалификации по соответствующей программе. Требования к аттестации изложены в п.1.3 РД 11-06-2007. Владелец крана может разрабатывать технологические карты (ТК) при наличии у него соответствующих специалистов.
Уважаемая Ирина, разрешение на пуск в работу автокранов, в т.ч. и производства ПАО «Мотовилихинские заводы» выдается:
Уважаемый Андрей, в связи с тем, что в настоящее время нормативными документами и нормативными правовыми актами форма паспорта грузоподъемного крана не установлена, сроки и стоимость разработки паспорта крана импортной поставки будут зависеть от тех параметров крана, которые будут включены Вами в техническое задание, являющееся обязательным приложением к договору.
Уважаемая Дарья, основные требования к безопасности технологических процессов при эксплуатации грузозахватных приспособлений изложены в ГОСТ 33715-2015, который будет введен в действие в апреле 2017 года.
Уважаемый Сергей, общий подход в решении данного вопроса может быть таким:
Формально принять необходимых рабочих и (или) специалистов на работу по совместительству. Платить им минимум зарплаты. Параллельно заключить договор по предоставлению услуг по аутсорсингу.
Уважаемая Виолетта, в качестве подъемных сооружений в приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011г. №302н рассматриваются лишь грузоподъемные краны и лифты. В связи с этим, положения упомянутого приказа не распространяются на работы, связанные с эксплуатацией буровой установки.
Уважаемая Наталья, в соответствии с требованиями пп а) п.148 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» краны мостового типа (в их число входят и козловые краны), управляемые не из кабины управления, находящейся на кране, и имеющие грузоподъемность не более 10 т не подлежат учету в Ростехнадзоре. Краны, оснащенные кабиной управления, полежат учету в Ростехнадзоре вне зависимости от грузоподъемности.
Уважаемый Павел, количество членов любой комиссии должно быть не менее трёх.
Уважаемый Александр, приостановка ОПО в Вашем случае возможна при наличии разработанной проектной документации на консервацию ОПО и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на эту документацию. Срок консервации указывается в упомянутой документации.