1. В случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа паспорта подъемного сооружения (далее по тексту-ПС), находящегося в эксплуатации, дубликат должен оформляться организацией-изготовителем данного ПС, ее правопреемником либо организацией, продолжающей выпуск аналогичного ПС и обладающей на законном основании комплектом технической (конструкторской, технологической, эксплуатационной, ремонтной) документации изготовителя (далее по тексту - изготовитель).
2. При отсутствии (ликвидации) изготовителя ПС разработка (восстановление) его паспорта может осуществляться организацией, в том числе эксплуатирующей данное ПС, имеющей в своем составе аттестованных в установленном порядке специалистов по техническому диагностированию ПС и инженеров-конструкторов, обладающих необходимыми знаниями в области проектирования ПС.
3. Составителю и разработчику паспорта должны быть представлены все имеющиеся в наличии (у организации, эксплуатирующей кран) документы и сведения, необходимые для составления паспорта. При этом в обращении (запросе) о представлении (оформлении) дубликата паспорта, восстановлении или разработке паспорта должны быть указаны причины, повлекшие такую необходимость, а также сведения о ПС (наименование ПС, тип, модель, марка, заводской (серийный) номер, дата изготовления) и материалы (фото таблички или маркировки изготовителя на одной из составных частей ПС, копии чертежей (при наличии)), позволяющие идентифицировать конкретную единицу ПС, в отношении которого запрошен дубликат паспорта или его восстановление (разработка), сведения о фактическом техническом состоянии ПС (в том числе о режимах и циклах его работы, о технических освидетельствованиях, диагностировании и (или) экспертизах промышленной безопасности и их результатах, ремонтах, проведенных в период эксплуатации, об отсутствии либо наличии произведенных (внесенных) при этом изменений конструкции ПС), а также информацию, подтверждающую законность владения данным ПС организацией, заказавшей оформление дубликата паспорта или его восстановление.
4. Изготовитель может оформить дубликат паспорта на основании хранящегося у него комплекта технической (конструкторской, технологической, эксплуатационной, ремонтной) документации и заверить дубликат паспорта печатью (при наличии) и подписью должностного лица, ответственного за составление паспортов на изготавливаемое оборудование. В случае если ПС произведено иностранным изготовителем, дубликат паспорта может быть заверен печатью (при наличии) и подписью представителя организации (юридического лица или индивидуального предпринимателя), уполномоченной изготовителем, при наличии соответствующих документов, подтверждающих наличие у нее предоставленных иностранным изготовителем полномочий по ответственности за его продукцию на территории Российской Федерации.
4.1 Форма дубликата паспорта и объем указываемых в нем сведений должны соответствовать конструкции ПС и требованиям нормативных документов (нормативных правовых актов, стандартов и (или) технических условий и иной нормативно-технической документации), действовавших в отношении данного ПС в период его выпуска и ввода в эксплуатацию. На титульном листе дубликата паспорта должна указываться информация о том, что он является не оригиналом, а дубликатом паспорта, с кратким указанием причин (оснований) его составления и сведений об организации, выполнившей его оформление (наименование и реквизиты организации (адрес юридического лица, ОГРН) либо индивидуального предпринимателя (фамилия, имя, отчество (если имеется), ИНН), а также реквизиты документа, подтверждающего ее полномочия).
4.2 К дубликату паспорта должны быть приложены чертеж общего вида (комплект чертежей), расчеты и иная имеющаяся техническая документация. Эксплуатирующая организация к составленному изготовителем дубликату паспорта ПС должна прикладывать техническую документацию изготовителя, имеющуюся в наличии либо полученную по запросу от изготовителя в комплекте с дубликатом паспорта, а также эксплуатационную документацию, заключения экспертиз промышленной безопасности и (или) актов технического диагностирования.
5. Разработка (восстановление) паспорта в случае отсутствия (ликвидации) изготовителя ПС должна осуществляться на основании имеющейся в наличии технической документации изготовителя, эксплуатационной и ремонтной документации, ведущейся в эксплуатирующей ПС организации, а также на основании результатов внеочередного технического диагностирования (с применением методов неразрушающего и, при необходимости, методов разрушающего контроля), проводимого с целью:
а) анализа (изучения) имеющейся документации материалов, проверка полноты и достаточности, приведенной в них информации, необходимой для разработки (восстановления) паспорта;
б) установления фактического состояния ПС на момент восстановления паспорта и принятия решения о возможности и сроке дальнейшей эксплуатации ПС;
в) проверки соответствия ПС имеющейся документации изготовителя (допускается сопоставление с документацией другого ПС того же изготовителя, той же марки, модели, года выпуска), в части отсутствия либо наличия изменений конструкции ПС;
г) подтверждения или уточнения представленных о ПС сведений, восстановления недостающей информации при отсутствии достаточного объема сведений, необходимых для восстановления его паспорта.
5.1 Объем и виды применяемых при внеочередном техническом диагностировании методов контроля определяются аттестованными в установленном порядке специалистами по техническому диагностированию ПС в зависимости от полноты представленных сведений:
а) выборочно при наличии информации о марках и характеристиках примененных материалов расчетных элементов металлоконструкций;
б) в случае отсутствия информации о марках и характеристиках примененных материалов металлоконструкций, - поэлементно в полном объеме в отношении каждого основного расчетного элемента и сварных соединений.
5.2 При наличии у организации, эксплуатирующей ПС чертежей и иных документов изготовителя, отражающих сведения о конструкции ПС и его основных элементах и сварочных материалах, примененных при изготовлении, а также о методах и объемах проведенного контроля и проведенных испытаний, объем внеочередного технического диагностирования, должен определяться, исходя из необходимости установления фактического состояния ПС и подтверждения (уточнения) данных, указанных в представленной документации.
При отсутствии технической документации, содержащей необходимые сведения о ПС, в ходе технического диагностирования должны быть проведены соответствующие измерения и исследования с применением методов неразрушающего и разрушающего контроля, позволяющие, помимо указанного выше, определить марку и характеристики (химический состав и механические свойства) примененных материалов.
5.3 По результатам анализа документации, касающейся крана и проведенного внеочередного технического диагностирования необходимо:
разработать чертеж общего вида ПС и его основных элементов (в случае их отсутствия);
выполнить расчет на прочность металлоконструкций ПС с учетом их фактического состояния (при наличии расчета на прочность в комплекте технической документации изготовителя необходимость проведения контрольного расчета на прочность ПС либо отдельных его элементов определяется в зависимости от его фактического состояния);
провести анализ конструкции ПС в целом и его основных элементов, а также прочностных характеристик основных и сварочных материалов (в том числе сопоставление данных, указанных в представленной технической документации (при наличии), с фактическими результатами технического диагностирования, а также сравнение материалов ПС иностранного производства с отечественными аналогами), с целью установления их соответствия требованиям нормативных документов, действовавших в период выпуска и ввода в эксплуатацию ПС, а также сравнение их с требованиями нормативных документов, действующих на момент восстановления паспорта;
разработать паспорт с учетом формы, приведенной в ГОСТ 34022-2016, с указанием в нем необходимых сведений о ПС и его элементах, в том числе: наименование, заводской (серийный) номер, дата изготовления, технические характеристики ПС, наименование и геометрические размеры элементов, тип, марка и характеристики основных и сварочных материалов, объем и методы контроля и испытаний, и другие сведения в разделах, относящихся к ведению изготовителя, а также информации о приборах и устройствах безопасности, канатах, грузозахватных органах и иных устройствах, фактически установленных на ПС на момент составления (восстановления) паспорта. При отсутствии технической документации изготовителя, содержащей необходимые для внесения в паспорт сведения, в соответствующие разделы паспорта вносятся данные, полученные по результатам измерений, контроля и испытаний. При внесении в соответствующие разделы паспорта сведений о ПС и его элементах должен указываться источник их установления (реквизиты чертежа или иного документа изготовителя, а при их отсутствии - реквизиты документа, составленного по результатам измерений, контроля и испытаний).
5.4 Разработанный (восстановленный) паспорт ПС должен подписываться руководителем организации его разработавшей и техническим руководителем, организации, эксплуатирующей ПС, с приложением к нему акта внеочередного технического диагностирования, чертежей и расчетов, руководства (инструкции) по эксплуатации и прочей технической документации изготовителя, а также эксплуатационной документации, содержащей сведения о ранее проведенных технических освидетельствованиях, диагностировании и ремонтах (при наличии). На титульном листе паспорта должна указываться информация о том, что паспорт не является подлинником, а восстановлен в процессе эксплуатации, с кратким указанием причин восстановления и сведений об организации, выполнившей указанные работы.
6. Не допускается оформление дубликата паспорта или разработка (восстановление) паспорта ПС при отсутствии на нем маркировки, содержащей сведения об изготовителе, марке (модели), основных характеристиках и дате изготовления, позволяющей осуществить его идентификацию, а также сведений о дате ввода ПС в эксплуатацию, позволяющей установить остаточный календарный ресурс.
Одновременно сообщаю, что ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в паспорте ПС, возлагается на руководителя организации, его разработавшего.
Ответил главный инженер ООО СКБ «Высота» В.Н.Бухарев