яндекс счетчик
Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Системы подвесного кабельного токопровода кранов мостового типа

СИСТЕМЫ ПОДВЕСНОГО КАБЕЛЬНОГО ТОКОПОДВОДА КРАНОВ МОСТОВОГО ТИПА

Борис Георгиевич МОСКОВСКИЙ, генеральный директор

ООО «Кондактикс-Вампфлер», г. Москва

Рассмотрены системы внутреннего кабельного токоподвода кранов для подачи питания и сигна­лов к грузовой тележке. Представлены способы перемещения кабельных тележек, их конструкции и исполнения, применяемые кабели и виды их укладки.

Ключевые слова: кабельный токоподвод, подвесная система, способы перемещения, кабельные тележки, кабе­ли, укладка кабелей.

В ряде публикаций [1 - 3] было рассмотрено оборудова­ние для подачи питания к кранам мостового типа различного назначения. В основном оно осуществляется с помощью шинопроводов и Контактных рельсов. Поступивший в кран электрический ток нужно подвести к различным его механиз­мам, некоторые из которых находится на элементах крана, перемещающихся относительно моста. Для этого в самом кране применяют внутренние системы токоподвода. Наиболее популярным их видом является система кабельно­го подвесного токоподвода (фестунная система, festoon). В мостовых кранах она применяется примерно в 80% случаев и устанавливается для подачи питания и сигналов к грузовой тележке.

Исторически данные системы считались частью кранов, и крановые заводы тележки для них изготавливали самосто­ятельно. С целью сокращения собственных издержек пред­приятия выпускали универсальный тип тележек для одного или нескольких типов кранов, производимых заводом. Это в конечном счёте привело к тому, что выпускаемые крановыми заводами тележки перестали соответствовать по своим параметрам характеристикам всё более специализирован­ных или технически более совершенных прогрессивных кра­нов. Потребовались другие тележки, другие подвесные системы.

Вместо самостоятельной разработки новых видов теле­жек гораздо эффективнее стало покупать их на рынке у спе­циализированных компаний-производителей, осуществляю­щих производство тележек и их поставку. В настоящее время никто из ведущих мировых произво­дителей кранов не делает грузовые тележки. Это позволило, во-первых, сократить затраты производителей, а во-вторых, развить индустрию постав­щиков крановых компонентов, вывести на рынок разнообразные конструкции систем подвесного токоподвода, отве­чающие современным требованиям.

В общем виде подвесная система показана на рис. 1. Она включает непо­средственно кабельные тележки (поз. 1 и 2), из которых самая крайняя либо крепится непосредственно к движуще­муся оборудованию, либо имеет (как правило) окно, в которое входит крон­штейн от движущегося оборудования. Одним из признаков, по которым клас­сифицируются системы, является кон­струкция тележек, определяющая спо­соб их передвижения и имеющая несколько вариантов. Рассмотрим их более подробно, остановимся на достоинствах и недостатках, особенно­стях применения.

Перемещение по стальному тро­су. Тележки имеют ролики, которые движутся по натянутому тросу, как показано на рис. 2. Это очень простое и самое дешёвое решение. Такие тележки существенно ограничены в грузоподъёмности (максимально 20 кг, но обычно не более 6 кг), скорости и длине перемещения. Чтобы обеспе­чить приемлемый провис троса, нагру­женного весом тележек, его необходи­мо растянуть значительной силой, которая имеет предел, поскольку не должна создавать напряжения в тросе, превышающие допустимые. Основная область применения таких систем - лёгкие кран-балки, тали внутри поме­щений.

Перемещение по С-образному профилю. Очень популярное решение для лёгких и средних кранов представ­лено на рис. 3. В таких системах тележ­ки движутся на роликах внутри метал­лического профиля, выполненного из квадратной трубы с односторонним вырезом. Применение профилей раз­ного размера, в том числе усиленных, позволяет транспортировать кабели различного размера и массы с нагруз­кой на одну тележку до 120 кг. Длина такой системы может достигать 150 м. Данный тип систем из-за невысокой цены и универсальности очень распро­странён, широко применяется в обще­промышленных кранах. Ограничениями для применения являются загрязнён­ная среда, работа на открытом возду­хе, большое количество кабеля, высо­кие скорости.

Перемещение по ромбовидному профилю используется преимуще­ственно в условиях высокой запылён­ности, при которых не сможет работать никакая другая система. Все осталь­ные параметры и возможности приме­нения аналогичны системам с С-образным профилем. Разница заключается в конструкции тележки - ролики располагаются не внутри профиля, а снаружи (рис. 4).

Перемещение по двутавровой балке. Это основной, самый популяр­ный и универсальный тип подвесной системы (рис. 5). Кабельные тележки движутся по двутавровой балке. Выпускаются такие системы как крано­выми заводами, так и специализиро­ванными компаниями с большим коли­чеством модификаций конструктивного исполнения тележек (рис. 6). Имеют наиболее широкий диапазон рабочих параметров. Так, нагрузка на одну теле­жку от кабелей может достигать 800 кг, скорость до 5 м/с. Длина систем нео­граниченная. Применение промежуточ­ных приводных тележек обеспечивает высокую скорость на большой длине перемещения и компенсирует сильные ускорения при старте и торможении. Тележки всепогодные. Системы уста­навливаются на всех видах кранов, в том числе в портах.

На примере этой системы рассмо­трим ее основные части. Кабельные тележки оборудуются роликами, кото­рые устанавливается на шарикопод­шипниках и формируют шасси, на нем тележка катается по нижним полкам двутавровой балки. При работе с высо­кими скоростями перемещения для компенсации воздействия раскачива­ния кабелей устанавливаются боковые ролики и антиролики (на рис. 6 справа). На шасси подвешивается изогнутая пластина, на которой располагаются кабели. Радиус пластины должен быть больше минимально допустимого ради­уса изгиба кабелей. В случае, если кабелей много, таких «плеч» может быть несколько (рис. 7).

Сверху кабели прижимаются план­ками и жёстко фиксируются. В петле они располагаются свободно, но огра­ничены клеммами, которые закрепля­ются жёстко только на крайних кабе­лях (см. рис. 1 поз. 3 и рис. 8). Для исключения механических нагрузок на кабели при развёртывании системы тележки соединяют тяговыми тросами, которые примерно на 10% короче дли­ны кабелей между тележками (см. рис. 1 поз. 6). А чтобы избежать резких рыв­ков, устанавливаются ещё более коро­ткие резиновые амортизаторы (рис. 1 поз. 5).

Кабели, применяемые в подвес­ных системах. Следует использовать только предназначенные для этого виды, содержащиеся в специальных каталогах. Кабели могут быть плоскими или круглыми. Применяют и те, и дру­гие в зависимости от условий эксплуа­тации, но не одновременно. От типа кабеля зависит конструкция тележки и способ укладки кабелей. Укладка пло­ских кабелей показана на рис. 9, а, кру­глых кабелей - на рис. 9, б. Укладка круглого кабеля в несколько слоёв не допускается.

Основными преимуществами под­весных кабельных систем на тележках являются: возможность передачи сразу большого числа линий питания и сигна­лов; большое количество вариантов кабеля; высокая надёжность в работе; простота установки; всепогодность; небольшая стоимость; простота обслу­живания и ремонта.

К основным недостаткам следует отнести потребность в местах для сбора тележек в крайнем положении (примерно 10% от общей длины токоподвода) и для петель кабеля по высоте.

В целом подвесные кабельные системы очень хорошо зарекомендова­ли себя. Это проверенные, простые и недорогие решения. В ряде случаев им просто нет альтернативы.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть