Вопрос о необходимости присвоения группы по электробезопасности специалистам, отвечающим за работоспособность мостовых и козловых электрических кранов, является одним из самых частых и дискуссионных в сфере промышленной безопасности. На первый взгляд, логично предположить, что раз краны электрические, то и ответственный за их техническое состояние должен быть высококвалифицированным электротехническим персоналом. Однако, действующее законодательство проводит здесь четкую и важную границу.
Разделение зон ответственности: Ключевой принцип
Согласно приведенному нормативному тексту, прямым требованием к инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов в работоспособном состоянии, является наличие у него профильного технического образования и аттестации в области промышленной безопасности безопасной эксплуатации подъемных сооружений. Требования о наличии у него группы по электробезопасности (в том числе IV) — отсутствуют.
Это объясняется принципиальным различием в задачах:
- Инженерно-технический работник, ответственный за содержание крана, обеспечивает его общую работоспособность, включая механическую часть (тормоза, тросы, ходовые тележки), канаты и ограничители грузоподъемности. Его работа направлена на поддержание машины в безопасном рабочем состоянии в целом.
- Электротехнический персонал обслуживает непосредственно электроустановки и электрооборудование крана. В их обязанности входит монтаж, ремонт, наладка и техническое обслуживание электрической части: электродвигателей, пуско-регулирующей аппаратуры, токоподводов и систем управления.
Таким образом, один сотрудник отвечает за машину как за целостный механизм, а другой — за ее электрическую «начинку».
Когда группа по электробезопасности обязательна?
Требование о наличии группы по электробезопасности становится обязательным в строго определенном случае: если работник входит в состав персонала, обслуживающего электроустановки. Такие работники в обязательном порядке должны:
- Пройти проверку знаний Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок.
- Иметь соответствующую их профессии и обязанностям группу по электробезопасности, регламентированную приложением №1 к указанным Правилам.
Для выполнения сложных работ, таких как подключение, диагностика или ремонт силовых цепей крана, как правило, требуется группа не ниже III, а для ответственных задач и права выдачи нарядов — IV.
Вывод: Экспертная позиция
На основании анализа нормативных требований можно сделать однозначный вывод:
Инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание мостового или козлового крана в работоспособном состоянии, наличие группы по электробезопасности не требуется, если в его обязанности не входит обслуживание электроустановок.
Однако на практике на многих предприятиях, особенно средних и малых, эти обязанности могут совмещаться. В такой ситуации работник должен быть аттестован и как ответственный за содержание крана, и как электротехнический персонал с присвоением соответствующей группы. Но это уже является следствием совмещения профессий (должностей), а не прямым требованием к должности «специалиста по содержанию».
Таким образом, работодателю необходимо четко разграничить в должностных инструкциях зоны ответственности. Если в обязанности специалиста входит только общий контроль и организация работ по техобслуживанию механической части, группа по электробезопасности не нужна. Если же он допускается к работе с электрооборудованием — соответствующая аттестация и группа становятся строго обязательными. Соблюдение этого принципа позволяет не только выполнить требования закона, но и выстроить эффективную и безопасную систему эксплуатации сложной техники.
