Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Оценка достоверности показаний анемометров

Оценка достоверности показаний анемометров

С.И. Васильев канд. техн. наук,
А.В. Калашников,
С.А. Калашников,
Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск

Этими приборами безопасности, предназначенными для определения скорости ветра и моментального автоматического отключения рабочих механизмов машины в случае достижения опасной для нее скорости ветра, снабжены многие грузоподъемные краны. В эксплуатации анемометры часто устанавливаются с отклонением от вертикального положения, что искажает их показания. Проведено экспериментальное исследование влияния точности установки на точность измерения скорости ветра.

Для измерения скорости или давления ветра, а иногда и его направления, на грузоподъемных машинах правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов регламентируется применение анемометров [1, 2]. Это позволяет предупредить аварии от воздействия внезапного сильного ветра. Башенные краны с высотой до верха оголовка башни более 15 м, козловые краны с пролетом более 16 м, портальные краны, мостовые краны-перегружатели должны быть снабжены анемометром, автоматически включающим звуковой или световой сигнал при достижении указанной в паспорте предельной скорости ветра для рабочего состояния крана.
Помимо сигнализации анемометры используются также в качестве предохранительных устройств, автоматически выключающих в опасные моменты электропитание крановых механизмов и включающих рельсовые захваты.
Наибольшее распространение получили вертушечные анемометры как более точные и надежные. Вертушечный анемометр через понижающий редуктор связан с механизмом, например, диском, снабженным упором для пуска реле времени, цикл срабатывания которого меньше времени одного оборота диска при критической скорости ветра. Такое устройство повышает надежность и упрощает конструкцию прибора.
Для башенных и других кранов широко используется сигнальный анемометр М-95 и его улучшенный вариант М-95М.
Анемометр состоит из датчика и пульта, соединенных кабелем. Датчик представляет собой вертушку с вогнутыми лопастями и тремя полуцилиндрами, которая вращает генератор, преобразуя скорость ветра в пропорциональное электрическое напряжение. Оно подается на стрелочный прибор и сравнивается с опорным (контрольным) напряжением.
Место установки прибора выбирается в соответствии с нормативными документами. На рис. 1 приведена рекомендуемая заводом изготовителем схема установки вертушечного анемометра.
Шкалу прибора выполняют в двух вариантах - от 2 до 25 для башенных кранов или от 2 до 50 м/с для кранов другого типа. Погрешность измерения скорости ветра составляет ±(1 + 0,05 V), м/с, где V - измеряемая скорость ветра, м/с.
Срабатывание сигнализации настраивается заводом по заданной предельной скорости ветра на заданной высоте с точностью ±0,3 м/с. При настройке анемометра табличную расчетную скорость ветра умножают на коэффициент 0,95 с учетом точности работы пульта.
Датчик ветровой нагрузки работает в диапазоне температур от -60 до +50°С. Пульт, расположенный в кабине крановщика, действует в диапазоне температур от -40 до +50°С, максимально возможное расстояние между датчиком и пультом управления 100 м.
Анемометры устанавливают обычно на крыше кабины или на каркасе крана, т. е. в месте, доступном для хорошего обдува приемника прибора ветром и удобном для обслуживания.
Опыт эксплуатации грузоподъемных кранов показывает, что правила установки анемометров чаще всего нарушаются, отклонения от вертикального положения рабочей части прибора составляет более 15 град. На рис. 2 приведен пример неправильной установки анемометра на башенном кране С-981.
В лабораторных условиях проведено исследование влияния точности установки анемометра на точность измерения им скорости ветра, для чего был разработан и реализован план од-нофакторного эксперимента.
Исследование проводилось в лабораторных условиях на установке СКН-АС2 (стенд контроля и наладки анемометров сигнальных), создающей скорость потока ветра не менее предельной скорости ветра, обозначенной для конкретного анемометра, с погрешностью не более 3% по верхнему пределу (рис. 3).
В проведенном эксперименте датчик скорости ветра устанавливался в потоке воздуха в соответствии с инструкцией на аэродинамическую установку на одинаковом расстоянии от аэродинамической трубы. Значение скорости потока воздуха составляло 12 м/с, что соответствует ветровому району Красноярского края.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть