Износ ходовых колес и подкрановых путей
мостовых и козловых кранов на опасных производственных объектах
Оксана БОРОДИНА,
директор ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Александр МОГИЛЬНИКОВ,
заместитель директора ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Антон ЮЛДАШЕВ,
начальник отдела ЭПБ ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Сергей УСОЛЬЦЕВ,
эксперт ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Сергей ПОЛЕТАВКИН,
эксперт ООО ИДЦ «ОЛИМП»
Применение подъемных сооружений на опасных производственных объектах промышленных предприятий является неотъемлемой частью процессов производства и находит широкое применение во многих отраслях промышленности, таких как металлургия, машиностроение, энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность.
С целью оценки соответствия подъемных сооружений требованиям промышленной безопасной и определения возможности их безопасной эксплуатации проводится экспертиза промышленной безопасности [1], важной частью которой является составление ведомостей дефектов и повреждений по результатам проведенного обследования.
В данной статье рассмотрим и попытаемся выяснить причины возникновения такого широко распространенного дефекта, как износ ходовых колес и подкрановых путей мостовых и козловых кранов.
Основными причинами износа подкранового пути и ходовых колес крана являются:
■ недостаточная жесткость фермы моста;
■ неправильно подобранный профиль беговой дорожки и реборд ходовых колес крана;
■ конструкция и тип подкрановой балки;
■ напряжения, вызываемые нагрузками в элементах подкранового пути, выше, чем допускают выбранные материалы;
■ низкое качество слесарно-сборочных и строительно-монтажных работ при сооружении подкранового пути и монтажа крана;
■ неисправности в механизме передвижения моста крана и элементах подкранового пути;
■ количество, грузоподъемность и режимы работы кранов, работающих на одном пути;
■ нарушение правил технической эксплуатации кранов.
Одновременное сочетание вышеперечисленных факторов увеличивает вероятность появления дефектов, одним из наиболее часто встречающихся среди которых является срезание боковых граней рельса и повышенный износ крановых колес.
При движении крана вследствие недостаточной жесткости фермы моста и отсутствия разбега ходовых колес одна сторона моста может забегать вперед, при этом реборды ходовых колес, упираясь в боковую грань подкранового рельса, срезают стружку.
Существенное влияние на износ подкранового пути и реборд колес оказывает монтажный перекос ходовых колес относительно друг друга и рельсов.
Наиболее часто встречающиеся сочетания перекосов следующие:
■ оба колеса имеют перекос относительно рельса в одну сторону;
■ одно колесо имеет перекос, второе, расположенное на другом конце трансмиссионного вала, установлено правильно;
■ оба ведущих колеса имеют перекос в разные стороны внутрь относительно рельсов;
■ оба ведущих колеса имеют перекос в разные стороны наружу относительно рельсов.
Также к интенсивному износу реборд колес, боковых граней рельсов и перекосам моста приводит неравномерный износ колес, появляющийся в значительной разнице их диаметров на разных сторонах моста крана.
Срезание боковых граней рельсов происходит и в результате перекоса валов (осей) ходовых колес или из-за сужения расстояния между осями ходовых колес в одной половине фермы моста крана. В местах стыка рельсов срезание боковых граней и износ поверхности качения наиболее интенсивен из-за дополнительного действия ударных нагрузок. При большом износе возможен сход крана с рельсов.
Все случаи перекоса колес приводят к возникновению изгибающих, растягивающих и сжимающих напряжений в ферме моста и пропорциональным деформациям металлоконструкций крана в зависимости от сочетания этих напряжений. В конечном счете все деформации моста в упругих пределах сосредотачиваются и проявляют свое действие в местах контакта колес с рельсами, в результате чего все колеса крана (4 или 8) работают под разными нагрузками и в разных условиях. Чем больше базовая длина моста, тем больше уровень деформаций и неравномерность нагрузки колес, кроме того, весьма существенную роль играет положение тележки с грузом, и чем ближе тележка к оси колонн, тем перекосы крана и износ выше. Основной износ пары рельс-колесо происходит от действия поперечного скольжения, а продольное качение приводит к интенсивному износу только в режимах пробуксовки и юза. Износ колес и рельсов при действии ударных нагрузок наиболее интенсивен. Установка крановых колес на осях, параллельность самих осей относительно друг друга и корпуса моста, параллельность и разновысотность рельсов, их кривизна и состояние требуют максимальной точности (труднодостижимой на практике), поэтому проектные (расчетные) сроки службы кранов и их узлов значительно отличаются от реальных.