Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Анализ структуры и содержания стандартов на стропы и компоненты

Анализ структуры и содержания стандартов на стропы и компоненты

Николай Ильич ИВАШКОВ, канд. техн. наук, генеральный директор
ООО НПП «Подъемтранссервис», Московская обл.
Андрей Юрьевич ПРУСОВ, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой
ФГБОУ ВПО Ярославский государственный технический университет

Анализируются действующие стандарты по грузозахватным приспособлениям, обосновывается необходимость их актуализации и дальнейшего развития путем создания системы нормативно-технических документов. Предложена структура и содержание стандартов на синтетические, текстильные и цепные стропы.

Ключевые слова: стропы цепные, стропы канатные, стропы текстильные, стандарты, социально-экономическое значение, нормативно-технические документы.

Грузозахватные или грузонесущие приспособления включают в себя широкий спектр специальных устройств, а также их компоненты. Наиболее распространенными и универсальными из них являются грузоподъемные строительные стропы (код по Общероссийскому классификатору ОКП 522521), применяемые также в машиностроении при погрузо-разгрузочных работах. Разнообразие типов и конструкции стропов предполагает различные возможности их исполнения по количеству ветвей и используемым материалам, позволяет применять наибольшее число вариантов обвязки грузов при проведении грузоподъемных операций. Безопасность последних является главной целью, достижение которой определяет выбор типа и конструкции стропов.
Помимо потребительских (эксплуатационных) свойств первостепенное значение имеют общие технические требования к производству стропов в части применяемых материалов и технологии изготовления, включая испытания готовой продукции. Актуализация нормативной документации, регламентирующей указанные требования, проводится в технических комитетах (ТК) по стандартизации. Вопросами стандартизации грузозахватных приспособлений занимается ТК № 289 «Краны грузоподъемные», в частности, его подкомитет № 3 «Крановые компоненты».
Следует отметить, что в России до сих пор действуют разноуровневые нормативные документы, включающие государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ), строительные нормы и правила (СНиП), отраслевые стандарты (ОСТ), ведомственные строительные нормы (ВСН), методические рекомендации (MP), правила безопасности (ПБ), руководящие документы (РД) и т.д. Все они в разной степени регламентируют выбор материала, процедуры и методы контроля, а также безопасность эксплуатации.
Разработанные ранее государственный и ряд отраслевых стандартов [2] давно не актуализировались и не отражают современный технологический уровень развития и производства грузоподъемных стропов. В то же время на отечественном рынке находит все большее применение и распространение продукция, выпущенная по иностранным нормативно-техническим документам [3]. Поэтому в настоящее время проводится работа, направленная на обобщение накопившегося материала по данному вопросу, на фиксирование информационной статистики, отражающей сложившуюся практику производства и использования всевозможных типов грузоподъемных стропов. Анализируется содержательная часть действующих российских и зарубежных (США, Австралии, Европейского союза) документов. Реализуемые в них разделы, определяющие порядок изложения информации, представлены в таблице.
Сопоставляя в ней структуру отечественных стандартов с иностранными, прослеживаем ряд аналогий по объему и содержанию разделов документов. В то же время есть и различия, например разделы «Термины и определения» и
«Источники опасностей» отсутствуют в отечественных стандартах, либо представлены очень фрагментарно. Наоборот, в них более полно раскрыты вопросы маркировки, испытаний, хранения, транспортировки, однако эта информация не может сейчас считаться актуальной ввиду изменения законодательства, вызванного вступлением нашей страны в ВТО и Таможенный союз. Такие серьезные вопросы, как маркировка продукции, сертификация на этапе производства, оценка соответствия во время эксплуатации требуют дополнительного обобщения и выработки единых подходов.
С целью достижения современного технического уровня необходимо провести работу по формированию отечественной системы стандартов грузозахватных приспособлений (ГЗП). Это послужит основой, стимулирующей производителей к технологическому перевооружению, достигая, таким образом, еще и социально-экономические цели. При этом надо понимать, что в каждом конкретном случае
эффективность применения стандартов будет различаться. Например, внедрение в обиход импортных комплектующих ГЗП и стандартов на них будет иметь положительный эффект для потребителя, но отрицательный для отечественных производителей, которые пока не готовы к их выпуску, им еще только предстоит освоить технологию производства отдельных комплектующих.
Из вышесказанного следует, что на повестку дня нужно выносить только те стандарты, эффект от применения которых однозначно превысит затраты на их внедрение. В противном случае положительный эффект достигнут не будет. Например, можно де-юре урегулировать вопросы применения текстильных стропов, которые дефакто уже давно применяются.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть