Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Основоположники отечественного подъемно-транспортного машиностроения

ВИДНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ, КОНСТРУКТОРЫ И УЧЕНЫЕ - ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

Николай Ильич ИВАШКОВ, канд. техн. наук, генеральный директор
ООО НПП «Подъемтранссервис», Московская область

Изложены основные направления деятельности видных инженеров, конструкторов и ученых, внесших весомый вклад в формирование и развитие подъемно-транспортной отрасли машиностроения и организацию подготовки специалистов для нее.

Индустриализация СССР в первой половине прошлого века стала очевидным и закономерным продолжением промышленного подъема России, происходившего со второй половины девятнадцатого - начала двадцатого веков, затормозившегося лишь в годы первой мировой войны, революционных событий и гражданской войны. Уже в начале 20-х годов прошлого века в стране началось невиданное до того развитие всех отраслей производительной деятельности: добычи и переработки природных ресурсов, энергетики, строительства, сельского хозяйства, машиностроения, химической и легкой промышленности и др.
В неразрывной связи с этим с целью успешной реализации планов в производственной сфере впервые были предприняты целенаправленные усилия и направлены значительные финансовые и материальные ресурсы для создания и развития средств механизации подъемно-транспортных работ и перегрузочных процессов [1, 2].
Еще в середине девятнадцатого века ведущими деятелями промышленной сферы, инженерного дела и образования хорошо осознавались важная роль для прогресса во всех отраслях деятельности подъемно-транспортных средств и технологий. Возникло понимание необходимости научного и инженерного обеспечения их создания и производства, подготовки специалистов, владеющих знаниями в области проектирования, изготовления и эффективного применения подъемно¬транспортных средств.
Особое место, благодаря выдающемуся вкладу в создание и развитие отечественного машиностроения, машиностроительной науки и инженерного образования, занимает видный русский ученый, талантливый организатор и педагог, крупный государственный деятель Иван Алексеевич Вышнеградский (1832-1895) [3, 4]. Рассматривая машины как ожидаемый результат творческой деятельности, И.А. Вышнеградский внес огромный вклад в создание научных основ их конструирования. Именно его считают основателем русской школы инженеров-машиностроителей. Он оказал решающее влияние на развитие в стране инженерного образования, коренным образом реформировав систему подготовки специалистов. В программы обучения были включены курсы технических основ машиностроения, прикладной математики, термодинамики, теории упругости, грузоподъемных машин, введено курсовое и дипломное проектирование.
И.А. Вышнеградский предусматривал подготовку инженеров с высшим образованием и техников со средним образованием, а также широкую подготовку мастеров и рабочих различных специальностей. Особое значение имеет деятельность И.А. Вышнеградского для развития образования в области подъемно-транспортного машиностроения. Он считал, что проектирование грузоподъемных машин востребует, а курс по подъемным машинам аккумулирует все базовые инженерные и фундаментальные науки. По его мнению, студент, изучивший этот курс и выполнивший проект подъемной машины, обладает подготовкой, достаточной для деятельности в любом направлении машиностроения. В этом заключается важная роль данного курса, который стал с того времени основной дисциплиной академического образования инженеров. Представления И.А. Вышнеградского о содержании подготовки инженеров остаются актуальными для современной высшей школы. Курс «Подъемно-транспортные машины» до сих пор остается неотъемлемой частью образовательных программ многих машиностроительных специальностей [5, 6].
В начале двадцатого века большой вклад в развитие краностроения в России внесли инженеры Николай Николаевич Емцов (1878-1945) и Лев Зиновьевич Ратновский (1872-1918) [3], ставшие одними из первых конструкторов отечественной грузоподъемной техники. Н.Н. Емцов после окончания в 1904 году Санкт-Петербургского технологического института работал на заводе Артура Коппеля, а с 1908 года - на Путиловском заводе. По его проектам Путиловским заводом был выпущен ряд уникальных для того времени кранов. С 1925 года Н.Н. Емцов - профессор по кафедре «Подъемно¬транспортные машины» Ленинградского политехнического института, преподавал в Ленинградском институте инженеров водного транспорта. Он был автором многих публикаций подъемно-транспортной технике: для «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона им написаны 46 статей, он - автор монографии «Теория, расчет и детали грузоподъемных машин» (1917) и выдержавшего три издания учебника «Портовые и судовые грузоподъемные машины» (1937). Под руководством начальника технического отдела Путиловского завода Л.З. Ратновского был разработан первый в России плавучий кран грузоподъемностью 100 т. С 1906 года Л.З. Ратновский преподавал в Санкт-Петербургском политехническом институте. Ведя курс «Подъемные машины» профессор Л.З. Ратновский с 1910 по 1915 годы издал шесть учебных пособий, первым из которых был «Расчет ручного железнодорожного крана с автоматическим приводом» (1910).
На начальном этапе развития подъемно-транспортного машиностроения в СССР производство различных кранов, конвейеров и другой подъемно-транспортной техники было возобновлено или вновь организовано на многопрофильных заводах: Путиловском, Ижорском, Коломенском, Людиновском, Брянском, Краматорском машиностроительных, Мариупольском металлургическом, Луганском паровозо-строительном, предприятиях Мельстроя, Воронежского сахаротреста и др. [1]. Харьковская проектно-монтажная контора Подвесдор с середины 20-х годов начала разработки и строительство грузовых канатных дорог для предприятий и шахт Донбасса и Закавказья. Для увеличения выпуска, расширения номенклатуры, совершенствования конструкций и повышения технического уровня средств механизации подъемно-транспортных работ к началу 30-х годов в стране назрела острая необходимость в целенаправленном руководстве деятельностью по их созданию и производству, ее планированию и координации в масштабах всего народного хозяйства. Это потребовало создания новых специальных производств подъемно-транспортной техники, а также обеспечивающих их эффективную деятельность проектно-конструкторских, научно-исследовательских и монтажных организаций, служб эксплуатации и ремонта машин и оборудования, т.е. формирования подъемно-транспортной отрасли машиностроения.
Начало его относится к 1928-1930 годам и связано с организацией ряда специализированных проектно-конструкторских и производственных структур: Транстехконторы во Всесоюзном машино-техническом синдикате Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР (позднее - трест Союзпроммеханизация, государственный проектный институт Союзпроммеханизация), занимавшейся разработками и монтажом систем внутризаводского и внутрицехового транспорта, грузоподъемного и транспортирующего оборудования систем топливоподачи тепловых электростанций и объектов гидроэнергетики, кранового и конвейерного оборудования для горнорудной, металлургической, машиностроительной и других отраслей промышленности; московской конторы Канаттрансстрой, осуществлявшей совместно с харьковским Подвесдором проектирование и строительство канатных дорог промышленного назначения; треста Транстехпром, объединявшего группу заводов-изготовителей мостовых и стреловых кранов, подъемников и конвейеров [1]. В 1930 году на базе отделения промышленного транспорта Института машиностроения и металлообработки (современный ЦНИИТ- МАШ) был образован самостоятельный Научно-исследовательский институт внутризаводского транспорта Гинстальмост, преобразованный впоследствии во Всесоюзный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного машиностроения ВНИИПТМАШ [1, 7], который со временем стал головной организацией подъемно-транспортной отрасли [8]. Для подготовки инженеров подъемно-транспортного машиностроения во многих вузах страны (Московском высшем техническом училище - МВТУ, Ленинградском и Уральском политехнических институтах и др.) были созданы специальные кафедры этого профиля.
Благодаря организации специальных и специализированных производств на существующих и новых заводах тяжелого машиностроения (Уральский, Ново-Краматорский и др.) в СССР ко второй половине 30-х годов было освоено изготовление многих видов подъемно-транспортных машин и оборудования. В стране выпускались мостовые краны по принятому типажному ряду, монтажные мостовые краны большой грузоподъемности, специальные металлургические, портальные, стреловые железнодорожные и гусеничные, плавучие и башенные строительные краны, мостовые перегружатели и кабельные краны, подвесные канатные дороги, электротали, лифты, эскалаторы, конвейеры различных типов и др. Это позволило уже к 1934 году полностью отказаться от закупок иностранной подъемно-транспортной техники [1].
Исторический вклад в эту работу, в развитие сферы создания и производства подъемно-транспортной техники в СССР внесли выдающиеся инженеры, конструкторы и ученые, среди которых Людвиг Генрихович Кифер (1870-1955) [3, 9, 10], Александр Онисимович Спиваковский (1888- 1986) [3, 11], Иосиф Исаакович Абрамович (1903-1962) [3, 7, 12], Пантелеймон Степанович Козьмин (1887-1946) [3], Николай Васильевич Руднев (1889-1942) [3], Израиль Борисович Соколовский (1882-1956) и др. [3].
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Л.Г. Кифер стоял у истоков и был инициатором создания целого ряда научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций по подъемно-транспортным машинам. После 1917 года он работал в отделе подвесных канатных дорог Комитета государственных сооружений, принимал участие в оснащении подъемно-транспортными средствами строительств Шатурской электростанции и Днепрогэс. В 1927 году стал техническим руководителем направления по производству подъемно-транспортного оборудования во Всесоюзном машинотехническом синдикате (ВМТС) ВСНХ, в 1928 году возглавил созданный при ВМТС проектный отдел численностью 122 человека. Многие годы он был научным руководителем ВНИИПТМАШ. Л.Г. Кифер занимался проблемами безопасной эксплуатации подъемно-транспортной техники, принимал участие в разработке первых редакций Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и лифтов. Огромным достижением Л.Г. Кифера является реализация в 1924 году его инициативы по созданию в МВТУ (в настоящее время - МГТУ имени Н.Э. Баумана) первой в стране кафедры для подготовки инженеров для подъемно-транспортного машиностроения. Организацией кафедры «Подъемно-транспортные сооружения» было положено начало систематической подготовки в СССР таких специалистов. На кафедре, возглавлявшейся Л.Г. Кифером более четверти века, впервые была разработана методология подготовки инженеров-механиков по подъемно-транспортным машинам и оборудованию, сформированы образовательные программы и учебные планы для обеспечения учебного процесса, подготовлена учебная литература по основным дисциплинам специальности, что обеспечило методическую основу для создания подобных кафедр во многих технических вузах страны. Неоднократно издававшиеся с начала до середины пятидесятых годов прошлого века, периодически обновлявшиеся, редакции книги Л.Г. Кифера «Грузо- подъемные машины» [13] и дополнявшие их атласы конструкций [14], в которых обобщался отечественный и зарубежный опыт построения грузоподъемных машин в первой половине XX века, до настоящего времени сохраняют свою полезность для студентов, аспирантов и инженеров подъемно-транспортного профиля.

Источник: журнал «Подъемно-транспортное дело».-1-2.2018.-С.26-30

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть