Создание и развитие конструкций однобалочных кранов мостового типа с монорельсовыми тележками
Исаак Иосифович АБРАМОВИЧ, канд. техн. наук
Леонид Леонидович БОГОЛЮБОВ, главный конструктор проекта
ОАО «НПО «ВНИИПТМАШ», Москва
Рассмотрено развитие конструкций однобалочных подвесных и опорных мостовых кранов с электрическими талями и козловых кранов с трубчатым пролетным строением. Приведены сведения о их разработках и производстве.
Ключевые слова: краны мостовые и козловые подвесные и опорные, развитие конструкций, исследования, производство.
К однобалочным кранам мостового типа относят мостовые опорные и подвесные краны, а также козловые краны с однобалочным пролетным строением. Наибольшее распространение получили краны грузоподъемностью до 10,0 - 12,5 т с электрическими талями. В России их серийно изготовляют ряд краностроительных заводов, и, кроме того, многие непрофильные предприятия для собственных нужд.
Краны с талями зачастую могут эксплуатироваться без крановщика. По существующим нормам при грузоподъемности до 10 т включительно и отсутствии кабины они не требуют регистрации в органах технического надзора. Благодаря простоте и надежности конструкции эти краны сравнительно дешевы в изготовлении и эксплуатации. Но, несмотря на определённые преимущества, однобалочные краны стали широко распространяться позже появления более сложных по конструкции двухбалочных кранов, примерно сто лет назад лишь после освоения промышленного производства электрических талей.
Первоначально с монорельсовыми грузовыми тележками строили только подвесные, так называемые «потолочные», дороги, имеющие неподвижно закрепленную ездовую балку. Тележки часто выполняли с ходовыми колесами, перемещающимися по верхнему поясу ездовой балки (рис. 1). Впервые монорельсовая дорога появились в России в 1820 г., в селе Мячково под Москвой. Зоной обслуживания такой дороги является узкая полоса непосредственно под монорельсом.
Необходимость обслуживать определённую площадь рабочей территории требовала, чтобы эта ездовая балка сама перемещалась в поперечном направлении. Так она превратилась в мост опорных и подвесных кранов с талями - так называемых «кран-балок». В первых конструкциях опорных электрических кранов мост выполнялся из прокатной двутавровой балки, жестко скрепленной с концевыми балками. Привод механизма передвижения состоял из электродвигателя и червячного редуктора и располагался в середине ездовой балки. Двусторонний выходной вал редуктора через жесткие муфты соединялся с двумя промежуточными валами, на концах которых установлены шестерни, взаимодействующие с зубчатыми венцами ходовых колес. Часто краны имели ручной привод механизма передвижения моста. Все валы вращались в подшипниках скольжения.
При малых пролетах горизонтальная ферма отсутствовала, а привод передвижения устанавливали непосредственно на балке (рис. 2). При пролетах более 6-7 м применяли ездовую балку, усиленную вертикальным листом и подкрепленную горизонтальной фермой, на которой размещался привод центрального вала передвижения крана (рис. 3). При пролетах 12-15 м ездовая балка поддерживалась вертикальной решетчатой фермой. Указанные принципы конструирования опорных кранов сохранились, в основном, до настоящего времени.
Подвесные краны перемещаются по путям, которые крепят к конструкциям перекрытий. При грузоподъемности свыше 5-10 т обычно требуются усиление перекрытий, и следовательно, дополнительные затраты. Поскольку мост (ездовая балка) расположен ниже крановых путей, имеется возможность состыковать консоли кранов, перемещающихся по параллельным путям -непосредственно или через стационарные переходные мостики. Стыковка обеспечивается с помощью замков, которые «ловят» и взаимно фиксируют кран и мостик, открывают упоры, препятствующие съезду тали с несостыкованного крана, выдают сигналы о ходе стыковки и блокирующие сигналы. Под ездовой балкой может быть также установлена нижняя балка, которая, перемещаясь по ездовой, выдвигается как консоль в любую сторону за пределы верхней балки на величину, равную 30-40% пролёта крана. Таким образом, таль с грузом может выехать по нижней балке в соседний пролёт цеха. У подвесных кранов имеется возможность создания двухпролетных конструкций. Благодаря рассмотренным преимуществам краны позволяют обслуживать объекты значительной площади.
Применяют «полуподвесные» краны, несущая балка которых с одной стороны имеет опору с вертикальной осью, а с другой стороны - приводную тележку, катящуюся по монорельсу в виде части круга с центром на неподвижной опоре. В разновидности этого крана приводная тележка перемещается по прямолинейному монорельсу; в ходе поворота балки за счет смещения тележки появляется консоль переменной длины. Зоной обслуживания таких кранов является круг или сектор круга.