Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Создание и развитие конструкций однобалочных кранов мостового типа с монорельсовыми тележками

Создание и развитие конструкций однобалочных кранов мостового типа с монорельсовыми тележками

Исаак Иосифович АБРАМОВИЧ, канд. техн. наук
Леонид Леонидович БОГОЛЮБОВ, главный конструктор проекта
ОАО «НПО «ВНИИПТМАШ», Москва

Рассмотрено развитие конструкций однобалочных подвесных и опорных мостовых кранов с электрическими талями и козловых кранов с трубчатым пролетным строением. Приведены сведения о их разработках и производстве.

Ключевые слова: краны мостовые и козловые подвесные и опорные, развитие конструкций, исследования, производство.

К однобалочным кранам мостового типа относят мостовые опорные и подвесные краны, а также козловые краны с однобалочным пролетным строением. Наибольшее распространение получили краны грузоподъемностью до 10,0 - 12,5 т с электрическими талями. В России их серийно изготовляют ряд краностроительных заводов, и, кроме того, многие непрофильные предприятия для собственных нужд.
Краны с талями зачастую могут эксплуатироваться без крановщика. По существующим нормам при грузоподъемности до 10 т включительно и отсутствии кабины они не требуют регистрации в органах технического надзора. Благодаря простоте и надежности конструкции эти краны сравнительно дешевы в изготовлении и эксплуатации. Но, несмотря на определённые преимущества, однобалочные краны стали широко распространяться позже появления более сложных по конструкции двухбалочных кранов, примерно сто лет назад лишь после освоения промышленного производства электрических талей.
Первоначально с монорельсовыми грузовыми тележками строили только подвесные, так называемые «потолочные», дороги, имеющие неподвижно закрепленную ездовую балку. Тележки часто выполняли с ходовыми колесами, перемещающимися по верхнему поясу ездовой балки (рис. 1). Впервые монорельсовая дорога появились в России в 1820 г., в селе Мячково под Москвой. Зоной обслуживания такой дороги является узкая полоса непосредственно под монорельсом.
Необходимость обслуживать определённую площадь рабочей территории требовала, чтобы эта ездовая балка сама перемещалась в поперечном направлении. Так она превратилась в мост опорных и подвесных кранов с талями - так называемых «кран-балок». В первых конструкциях опорных электрических кранов мост выполнялся из прокатной двутавровой балки, жестко скрепленной с концевыми балками. Привод механизма передвижения состоял из электродвигателя и червячного редуктора и располагался в середине ездовой балки. Двусторонний выходной вал редуктора через жесткие муфты соединялся с двумя промежуточными валами, на концах которых установлены шестерни, взаимодействующие с зубчатыми венцами ходовых колес. Часто краны имели ручной привод механизма передвижения моста. Все валы вращались в подшипниках скольжения.
При малых пролетах горизонтальная ферма отсутствовала, а привод передвижения устанавливали непосредственно на балке (рис. 2). При пролетах более 6-7 м применяли ездовую балку, усиленную вертикальным листом и подкрепленную горизонтальной фермой, на которой размещался привод центрального вала передвижения крана (рис. 3). При пролетах 12-15 м ездовая балка поддерживалась вертикальной решетчатой фермой. Указанные принципы конструирования опорных кранов сохранились, в основном, до настоящего времени.
Подвесные краны перемещаются по путям, которые крепят к конструкциям перекрытий. При грузоподъемности свыше 5-10 т обычно требуются усиление перекрытий, и следовательно, дополнительные затраты. Поскольку мост (ездовая балка) расположен ниже крановых путей, имеется возможность состыковать консоли кранов, перемещающихся по параллельным путям -непосредственно или через стационарные переходные мостики. Стыковка обеспечивается с помощью замков, которые «ловят» и взаимно фиксируют кран и мостик, открывают упоры, препятствующие съезду тали с несостыкованного крана, выдают сигналы о ходе стыковки и блокирующие сигналы. Под ездовой балкой может быть также установлена нижняя балка, которая, перемещаясь по ездовой, выдвигается как консоль в любую сторону за пределы верхней балки на величину, равную 30-40% пролёта крана. Таким образом, таль с грузом может выехать по нижней балке в соседний пролёт цеха. У подвесных кранов имеется возможность создания двухпролетных конструкций. Благодаря рассмотренным преимуществам краны позволяют обслуживать объекты значительной площади.
Применяют «полуподвесные» краны, несущая балка которых с одной стороны имеет опору с вертикальной осью, а с другой стороны - приводную тележку, катящуюся по монорельсу в виде части круга с центром на неподвижной опоре. В разновидности этого крана приводная тележка перемещается по прямолинейному монорельсу; в ходе поворота балки за счет смещения тележки появляется консоль переменной длины. Зоной обслуживания таких кранов является круг или сектор круга.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть