ЗАДАЧИ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
До 1988-1990г.г. СССР являлся безусловным мировым лидером по производству грузоподъемных кранов промышленного назначения - мостовых и козловых. Их суммарный годовой выпуск достигал 35-40 тыс. единиц. Стоимость кранов была относительно невысокой - одного порядка со стоимостью строительных металлических конструкций. Поэтому, если параметры или какие-либо свойства эксплуатируемого крана перестали удовлетворять предъявленным к ним требованиям, владелец, как правило, старался приобрести новый кран соответствующих показателей. Здесь определенную сложность представляло получение фондов распределительных органов, но и эти трудности обычно успешно преодолевались. Переход на рыночные отношения привел к резкому повышению стоимости кранового оборудования - по состоянию на конец августа 1996г. индекс цен на него составил 20-40 тыс. по сравнению с 5-10 тыс. для потребительских товаров. Одновременно резко ухудшилось финансовое положение подавляющего числа промышленных предприятий. В этих условиях зачастую покупка нового крана стала трудноразрешимой проблемой, и все большее значение начинают приобретать модернизация и реконструкция кранов. Термины эти нуждаются в некотором пояснении.
Под реконструкцией обычно понимают изменение параметров машины, например, грузоподъемности, пролета, скоростей рабочих движений.
Условием модернизации является качественное изменение машины - оснащение крана более совершенной системой управления, кабиной, отвечающей современным эргономическим требованиям, установку ограничителя грузоподъемности и введение тому подобных усовершенствований, направленных на повышение эксплуатационных качеств крана. Не редки случаи, когда оба эти мероприятия совмещают. Например, за счет установки на кран грузовой тележки, обладающей меньшим весом, удается не только снизить затраты на эксплуатацию крана, но и соответственно повысить его грузоподъемность.
Однако, в силу различных причин, такой путь повышения грузоподъемности может быть реализован далеко не всегда. Поэтому, интерес представляют и другие способы повышения грузоподъемности крана.
При оценке возможности этого обращают особое внимание на несущую способность металлической конструкции кранов. Здесь, первым делом, следует исследовать ее фактическое состояние (это относится и ко всем остальным элементам конструкции крана).
Наличие резерва несущей способности определяют путем расчета. Для редко работающих кранов (группы режима IK - 2К) и для испытывающих поперечный изгиб элементов можно допустить в определенных случаях работу материала в пластической стадии. Это широко используется в практике строительных сооружений и допускается действующими нормативами (ГОСТ28609-90 "Краны грузоподъемные. Основные положения расчета"). Это же относится и к работе листовых элементов в закритической стадии. Таким путем удается повысить несущую способность конструкции до 1015%. Для кранов, пробывших длительное время в эксплуатации, характерно исчерпание и даже превышение установленных изготовителем показателей режима работы. В этих случаях обязателен расчет на сопротивление усталости, с учетом как наработки крана, так и ожидаемого его использования. Такой расчет можно выполнять на базе принятых в краностроении нормативов. Но в ответственных случаях, и при исчерпании расчетного ресурса, рекомендуется провести проверку с использованием положений механики разрушения. При этом следует оценивать степень изменения свойств металла. Такие способы к настоящему времени довольно широко используются для аналогичных целей применительно к железнодорожным мостам, аппаратам, работающим под давлением и т.д. Соответствующие методики разработаны и для крановых металлических конструкций.