Усовершенствование ремонта пружинного устройства датчика длины стрелы
A. К. Федосеев,
B. Н. Горелов
ООО ИЦ «ЭДО», г. Самара
Предлагаемые изменение конструкции и усовершенствование технологии ремонта пружинных барабанов позволяют уменьшить затраты и повысить надежность и долговечность при эксплуатации приборов безопасности грузоподъемных кранов.
На стреловых кранах отечественного и зарубежного производства применяют ограничители грузоподъемности с набором аналоговых или цифровых датчиков, отслеживающих длину и положение стрелы, высоту подъема и опускания грузозахватного органа, давление в гидросистеме, усилие в канате, и другие параметры. Это необходимо для работы системы безопасности крана.
В качестве датчика длины стрелы, как правило, используется пружинный барабан с кабелем, который выполняет две функции: измерение длины стрелы и передачу сигналов с оголовка стрелы от расположенных там датчиков (датчик ЛЭП, концевой выключатель ограничения подъема крюка и др.) [1]. С помощью кабеля, закрепленного одним концом на оголовке стрелы, а другим на катушке, возможно подключение габаритных и осветительных приборов. Датчик длины стрелы состоит из катушки, на которую наматывается кабель, пружинного блока, редуктора с жестко укрепленной на нем катушкой и измерительного резистора, вал которого связан с выходным валом редуктора.
В процессе эксплуатации крана возможны ситуации, при которых происходит обрыв кабеля при выдвинутой на максимальную длину стреле. При этом пружина барабана, находясь в состоянии максимального скручивания, начинает раскручиваться до свободного состояния, вращая катушку и остатки кабеля. Аналогичная ситуация происходит, когда при выдвижении стрелы кабель слетает с катушки. Конструкция барабана ограничителя грузоподъемности ОНК-140 не обеспечивает остановку катушки без поломки заделанного конца пружины. Иногда происходит поломка корпуса пружинного блока. Подвижный конец пружины заделан таким образом, что очень часто поломка пружины в месте загиба происходит без видимых нарушений режима эксплуатации прибора.
При ремонте пружинного блока датчика длины ОНК-140, по рекомендации производителя, необходимо снять датчик. Для этого - последовательно открутить винты крепления катушки и крышки пружинного блока и снять их, придерживая пружину и втулку для предупреждения выброса пружины. В случае поломки или выхода конца пружины из места ее крепления, необходимо отжечь конец пружины длиной 0,2 м, отформовать его по месту крепления и вставить в паз втулки. Такая технология трудно исполнима в условиях ремонтного производства, возникают проблемы с отжигом.
Термообработка пружинных сталей (60,70, 65Г и др.) в производстве представляет собой [2] закалку при температуре 850 - 870°С в масле, отпуск при 460 - 520°С на твердость
35 - 48 HRC. В результате допускаемое напряжение при изгибе составляет 700 МПа, модуль упругости Е = 21х104 МПа.
Отжиг при ремонте требует нагрева выше температуры АсЗ (850°С) и медленного охлаждения (не больше 50 - 100°С/ч) для достижения феррито-перлитной структуры металла. Нагрев для отжига в условиях ремонтного участка обычно происходит в пламени газовой горелки, а для контроля температуры по цвету металла необходим большой опыт. Кроме того, пружина по длине нагревается неравномерно. Охлаждают ее на воздухе, поэтому она полностью не отжигается. Изменяется структура металла, растет зерно. В результате, при попытке изогнуть пружину, она часто вновь ломается. Если и удается отформовать пружину, то срок ее эксплуатации после ремонта очень невелик.
Для устранения указанных недостатков предлагается доработать втулку согласно рис. 1. Тогда пружину можно загибать в нагретом состоянии без предварительного отжига. Причем форма загиба не имеет значения. Необходимо лишь обеспечить радиус скругления 3 - 5 мм и длину загнутого участка 5 - 8 мм. Для надежности конец пружины следует прижать планкой, закрепленной двумя винтами Мб с потайной головкой (рис. 2). После ремонта следует вы-полнить монтаж и настройку датчика длины на кране согласно инструкции по настройке. При такой конструкции втулки и предложенной технологии ремонта поломка второго конца пружины встречается крайне редко. Сам ремонт значительно экономичнее и позволяет в дальнейшем эксплуатировать датчик длины длительное время.