Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Три этапа аттестации экспертов в области промышленной безопасности

Наталия Николаевна КОЛОКОЛОВА
член координационного совета НПС «РИСКОМ»,
директор по экспертизе НПП «Ультратест», эксперт высшей квалификации ЕСОС

ТРИ ЭТАПА АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
на начало 2016 года в соответствии с требованиями Ростехнадзора

Что касается самого трехэтапного процесса аттестации.

Этап 1. Компьютерное тестирование. Помимо изложенных ниже, имеются существенные замечания к процедуре прохождения экзамена, но я остановлюсь только на качестве вопросов и времени, отведенном на их ответы. Находящийся в доступности перечень вопросов для компьютерного тестирования содержит много некорректно поставленных вопросов, на которые невозможно дать однозначный ответ, а также содержит много вопросов, относящихся к персоналу, эксплуатируемого технические устройства на ОПО или к специалистам в области неразрушающего контроля, в нем отсутствуют ссылки на нормативные документы, в которых обосновывается правильный ответ, что обуславливает невозможность подготовиться к тестированию. Вопросы не дифференцированы по областям аттестации, что практически исключает возможность проводить самостоятельную подготовку к компьютерному тестированию. Больше половины вопросов, которые с использованием генератора случайных чисел выбирает программа, не относятся к заявляемым на аттестацию областям.

Составителям вопросов следовало учесть, что эксперт не занимается эксплуатацией ОПО и сам не обязан проводить техническое диагностирование. Но он должен легко ориентироваться в общих и специальных требованиях промышленной безопасности, изложенных в нормативной документации в области промышленной безопасности. Он должен легко ориентироваться во всем многообразии традиционных и новых методов неразрушающего контроля (НК), знать их физические основы, области и схемы их применения, уметь оценить контролепригодность объекта, возможность применения того или иного метода контроля для поиска возможного прогнозируемого дефекта, наличие которого наиболее вероятно на контролируемом объекте. Он должен знать разрешающую способность методов НК и оптимальные схемы реализации возможностей методов НК с использованием конкретных технических средств контроля. Но ему не обязательно владеть знаниями, которые необходимы специалистку по НК для качественного проведения контроля.
Отведенных на выбор правильного ответа 36 секунд не достаточно даже для того, чтобы вдумчиво прочитать вопрос, не говоря уже о том, чтобы успеть оценить отличие предлагаемых вариантов ответов и выбрать из них правильный. При отсутствии возможности подготовки к тестированию и отсутствия навыков работы с конкретным интерфейсом программы тестирования успешно пройти такое тестирование может только робот или «свой человек». Специфика работы эксперта заключается в умении на любом этапе экспертизы провести анализ полученной информации, сделать выводы и принять правильное решение, при этом нужна не мгновенная реакция, а умение ассоциативно мыслить, сопоставляя все полученные результаты и увязывая их между собой.

Для устранения вышеизложенных замечаний необходимо:

• исключить из Перечня некорректно поставленные и не имеющие однозначного ответа вопросы и вопросы, не относящиеся к работе эксперта, ответы на которые требуют углубленных знаний конкретных методов неразрушающего контроля;
• разбить перечень вопросов для компьютерного тестирования на блоки, соответствующие областям аттестации, и блок, содержащий «Общие вопросы промышленной безопасности». Количество блоков специальных вопросов должно соответствовать количеству областей аттестации. Каждый вопрос дополнить ссылками на пункты правовых актов и нормативных документов, обосновывающих ответы на него и/или вариантами правильных ответов. На каждый из вопросов возможен только один вариант ответа.
• АПК должен случайным образом формировать список из 200 вопросов, 30% которых выбираются из блока вопросов по Основам промышленной безопасности, а остальные – из блока вопросов, соответствующего заявленной области аттестации;
• переработанный Перечень вопросов разместить на сайте Ростехнадзора для свободного доступа к нему с целью подготовки к тестированию;
• время прохождения компьютерного тестирования следует увеличить до 4 часов (240 минут) с возможностью его досрочного завершения.

Этап 2. Решение ситуационных задач. Даже достаточно ограниченная информация о содержании ситуационных задач позволяет сделать вывод, что они большей частью ориентированы на знание конкретных формул или количественных характеристик, которые содержатся в ГОСТах, ОСТах, СНиП и всегда могут быть под рукой у эксперта. Две из четырех ситуационных задач, предложенных на презентации экзамена, были некорректно сформулированы. По своей сути предлагаемые ситуационные задачи таковыми не являются. Для специалистов, занимающихся экспертизой технических устройств, содержание вопросов должно дать возможность претенденту при их решении показать знание всех особенностей объектов экспертизы в заявленной области аттестации, умение выделить доминирующие повреждающие факторы и оценить степень их влияния на параметры технического состояния, правильно выбрать методы и средства контроля, а также провести анализ полученных результатов и на его основе выбрать модель расчета остаточного ресурса. Такого рода задачи могут быть составлены только опытными реально работающими на объектах экспертами, а не преподавателями вузов, какими бы титулованными он ни были. Не по количеству решенных задач надо судить об уровне квалификации эксперта, а по качеству их решения. По подходу к решению даже одной задачи можно судить об опыте и знаниях претендента.

Этап 3. Собеседование, которое должны проходить эксперты, претендующие на I и II категории. Естественным образом возникает вопрос: кто проводит это собеседование? Почему в состав аттестационной комиссии помимо руководителей или их заместителей управлений Ростехнадзора не входят опытные, признанные экспертным сообществом специалисты, которые многое сделали для создания и развития в 80–90-е годы разрушенной реформами методической и нормативной базы, об отсутствии которой сами же реформаторы теперь сокрушаются. Помимо представителей Ростехнадзора уровень квалификации экспертов должны оценивать их опытные коллеги. Согласно «Положению об аттестационной комиссии…», утвержденному его приказом от 19.08.15 №327, для введения в состав комиссии опытных экспертов им надо быть безработными.
Я остановилась на анализе нескольких документов, утвержденных Ростехнадзором в порядке выполнения Постановления Правительства РФ №509 от 28.05.15 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности», но детального анализа требуют и другие нормативные документы, введенные в действие Приказами Ростехнадзора № 266 от 03.07.15, №327, № 328 от 19.08.15, № 400 от 07.10.15, № 437 от 29.10.15, а также «Административный регламент по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по аттестации экспертов в области ПБ».

В связи с вышеизложенным предлагаю:
1. Приостановить выполнение Постановления Правительства РФ №509 от 28.05.15 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» до внесения изменений в некоторые нормативные документы, введенные в действие Приказами Ростехнадзора № 266 от 03.07.15, №327, № 328 от 19.08.15, № 400 от 07.10.15, № 437 от 29.10.15, а также в «Административный регламент по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по аттестации экспертов в области ПБ».
2. Создать рабочую группу, в состав которой пригласить представителей Общественного совета Ростехнадзора, глав СРО, Минэкономразвития, Прокуратуры, Минюста, Совета безопасности для более глубокого анализа нормативных документов, введенных в действие Приказами Ростехнадзора № 266 от 03.07.15, №327, № 328 от 19.08.15, № 400 от 07.10.15, №437 от 29.10.15, а так же «Административным регламентом по предоставлению ФСЭТАН государственной услуги по аттестации экспертов в области ПБ» и подготовки соответствующих изменений к ним.
3. До внесения изменений в указанные выше документы признать легитимным ныне действующий порядок проведения ЭПБ и порядок аттестации экспертов в ЕСОС.
4. Признать нелегитимными выданные в октябре 2015 – феврале 2016 года удостоверения экспертов, аттестованных по вышеуказанным Правилам по временному Административному регламенту.
5. При вводе в действие новой системы аттестации экспертов предусмотреть переходный период, на протяжении которого признать действительными удостоверения экспертов, выданные аттестационными комиссиями ЕСОС, до окончания срока их действия и Лицензии на право проведения ЭПБ, выданные на основании их наличия.
6. Предусмотреть возможность прохождения на добровольной основе предаттестационной подготовки в учебных центрах ЕСОС.
7. Создать несколько аттестационных комиссий, специализированных по областям аттестации, в состав которых ввести ныне действующих экспертов высшей квалификации, аттестованных в ЕСОС (по представлению экспертных сообществ и по согласованию с руководителями профильных управлений Ростехнадзора).
В порядке реализации небольшой части своих предложений, руководствуясь тем, что основным нормативным документом, которыми руководствуются эксперты в своей работе, являются Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» в редакции Приказа Ростехнадзора от 03.07.2015 № 266 выношу на обсуждение предложения, которые, на мой взгляд, необходимо внести в разделы I, II, III, IV этого документа для устранения вышеизложенных замечаний.

I. Общие положения
П. 6 изложить в следующей редакции. 6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным
требованиям):
• до начала применения на опасном производственном объекте;
• по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
• по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
• при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
• после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

II. Требования к экспертам
9. Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) быть аттестованным по общим вопросам промышленной безопасности и по заявленным областям аттестации в территориальной аттестационной комиссии;
4) обладать знаниями используемых методов технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений, а также применяемых при этом технических средств;
5) иметь опыт руководителя работ по проведению не менее 15 экспертиз промышленной безопасности за последний календарный год, предшествующий сроку проведения аттестации;
6) Иметь опыт:
• участия в разработке нормативно-технических и методических документов в области промышленной безопасности;
• работы в аттестационных и экзаменационных комиссиях, работа которых связана с подготовкой специалистов в области промышленной безопасности;
участия в работе комиссий структурных подразделений Ростехнадзора по расследованию причин аварий;
• выступлений на профильных конференциях, семинарах и прочих мероприятиях, проводимых Ростехнадзором, профессиональными сообществами и общественными некоммерческими объединениями, иметь публикации в тематических сборниках и периодических изданиях.
9.1. Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) быть аттестованным по общим вопросам промышленной безопасности и по заявленным областям аттестации в территориальной аттестационной комиссии;
4) обладать знаниями используемых методов технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений, а также применяемых при этом технических средств;
5) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз промышленной безопасности за последний календарный год, предшествующий сроку проведения аттестации;
6) иметь опыт выступления на профильных конференциях, семинарах и прочих мероприятиях, проводимых Ростехнадзором, профессиональными сообществами и общественными некоммерческими объединениями.
9.2. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;
3) быть аттестованным по общим вопросам промышленной безопасности и по заявленным областям аттестации в территориальной аттестационной комиссии;
4) обладать знаниями используемых методов технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений, а также применяемых при этом технических средств;
5) участвовать в качестве специалиста в проведении не менее 10 экспертиз промышленной безопасности за последний календарный год, предшествующий сроку проведения аттестации;
6) принимать участие в работе профильных конференций, семинаров и прочих мероприятий, проводимых Ростехнадзором, профессиональными сообществами и общественными некоммерческими объединениями.
10. по тексту основного документа
11. по тексту основного документа
12. по тексту основного документа

III. Проведение экспертизы.
13. по тексту основного документа
14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее – заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы, для технических устройств – с момента окончания технического диагностировании, для зданий и сооружений – с момента окончания натурного обследования. Сроки проведения ЭПБ могут быть изменены по согласованию сторон. Далее по тексту документа.

IV. Оформление заключения экспертизы
В п. 26 добавить п/п 11 в следующей редакции
11. Отчетные материалы, на основании которых сделаны содержащиеся в заключении выводы.

Источник: Агентство деловой информации "Славица"

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть