Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Развитие привода

РАЗВИТИЕ ПРИВОДА

От древнейших времен до недавнего прошлого (каких-нибудь 100 лет назад) основную массу работ по подъему и перемещению предметов труда человек выполнял своей мускульной силой или с помощью других "живых двигателей". Этим двигателям был посвящён специальный раздел в "Справочной книге для инженеров, архитекторов, механиков и студентов" (Берлин, начало века), выдержка из которого, характеризующая возможности "живых двигателей".
Наряду с архаичными данными (мул, осел, конный привод) имеются указания, которыми не вредно пользоваться и в наше время при проектировании ручных грузоподъемных механизмов (цепных талей, лебедок и пр.). К сожалению, некоторые, поставляемые сегодня, цепные тали имеют усилие на цепи более 60 кг, что делает невозможным их эффективное использование.
Понятно, что с помощью "живых двигателей" можно легко перемещать и поднимать грузы и предметы относительно небольшой массы. Гораздо труднее понять, как строилась примерно в 2200 году до н.э. пирамида Хеопса (высота более 140 м, камни весом до 90 т и размерами до 10x2x2м) или храм "Бога РА", элементы кладки которого достигали 360т размером до 20x4x3м. Несомненно, что доставка таких гигантских массивов из каменноломен к месту строительства и подъем их на необходимую (иногда весьма значительную) высоту требовали основательных познаний в механике и использования соответствующих механизмов. Однако, трудно представить себе, как организовывалось одновременное усилие тысяч человек.
Проще представить способы подъема грузов весом около 5 т. Людвиг Генрихович Кифер ("Грузоподъемные машины", 1910г) приводит пример подъема плиты весом 6 т в Китае, осуществленного с помощью рычагов и канатов. "Поднимаемый камень во время всего процесса подъема висит на толстом канате В, перекинутом сначала через балку С, затем обвитом вокруг второй балки Д, а далее уже натягиваемом несколькими рабочими; самый подъем камня совершается при помощи второго, более тонкого каната Н, рычага А и тягового каната Т с 5 концами Е, за которые тоже тянут несколько рабочих. В то время, когда эти последние тянут за канат Т и камень несколько поднимается вверх, первые рабочие слегка ослабляют свой конец каната В и навивают канат В на балках С и Д на величину, соответствующую произведенному подъему. Когда один такой короткий подъем закончен, то натяжение канатов Т и Н ослабляют (в это время В туго натянут), развязывают узел К, передвигают его вдоль по толстому канату В несколько ниже, опять туго его завязывают и после этого производят второй подъем: та же последовательность в работе продолжается до подъема камня на полную высоту. В описываемом случае в дело было употреблено 5 рычагов, размера, указанного на рисунке, рабочие были распределены по группам и все манипуляции совершались по команде, что, невидимому, художник и хотел пояснить, поместив в своем рисунке фигуру человека, размахивающего руками."

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть