Проверку не прошли
В Госдуме состоялись парламентские слушания, посвященные проблемам правового регулирования промышленной безопасности на опасных производственных объектах России. Речь шла о новых правилах аттестации экспертов. Введение этих правил вызвало серьезный протест со стороны профессионального сообщества. Своими размышлениями по поводу происходящего в отрасли делится Алексей Николаевич ИСАКОВ - директор по науке группы компаний «Городской центр экспертиз».
Начнем с небольшого экскурса в прошлое. В июле 1997 года была принята первая редакция Федерального Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон, имевший западные прототипы, для нашей страны стал поистине революционным. Это неудивительно: в менталитете российских промышленников такого понятийного аппарата не существовало, а в советском законодательстве аналогов не имелось.
Как только появился закон, сразу же закипела работа. Очевидно, что такой сложный процесс становления новой ментальности в инженерном корпусе не мог происходить сам по себе. Речь шла о том, что производственные объекты не должны представлять опасность для человека. Руководители Госгортехнадзора прекрасно понимали, что для успешного воплощения закона в жизнь нужны методология и системный подход как к экспертизе, так и к аттестации экспертов. Постановлением правительства в структуре Госгортехнадзора был создан НТЦ «Промышленная безопасность» - методический центр, призванный прорабатывать все процедуры решения ключевых отраслевых вопросов. Возглавил центр тогда Вячеслав Иванович Сидоров.
Отмечу, что «Городской центр экспертиз» возник примерно в то же самое время. Поэтому мы часто встречались с коллегами из НТЦ, обмениваясь мнениями и идеями. Работа шла полным ходом. Была создана практически с нуля система экспертизы промышленной безопасности. Ключевое слово здесь - именно «система». Под нею подразумевалось взаимодействие всех структур - промышленности, органов технического надзора, экспертных организаций. А главное - возникла система аттестации экспертов. Была разработана документация (так называемая СДА), регламентирующая практически все вопросы - подготовки, аттестации экспертов, порядок проведения экспертизы, способ оформления результатов, аттестация лабораторий неразрушающего контроля. Тогда существовали территориальные органы и не приходилось несчастному кандидату в эксперты ехать с Камчатки в Москву. Мы руководствовались принятыми правилами, понимали необходимость выполнения всех процедур.
Сложившаяся система не вызывала отторжения в экспертном сообществе. Методология была логична, она не противоречила здравому смыслу. Сформировались экспертные организации, специалисты проходили обучение, аттестацию... Конечно, вряд ли мы обошлись бы без мирового опыта в этой области. И совершенно не случайно в дальнейшем экспертиза промышленной безопасности была интегрирована в единую систему подтверждения соответствия. Помню, как в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, собрались представители всех экспертных организаций - от Владивостока до Калининграда. Хотя некоторые пробелы в законодательстве все равно оставались. Например, до 2013 года не был обозначен статус эксперта.