Оценка степени допустимости коррозионных повреждений металлоконструкций портальных кранов
О.В. Леонова, канд. техн. наук, профессор
А.Ю. Ганшкевич , аспирант
Московская государственная академия водного транспорта
Как отмечалось ранее [1], остаточный ресурс металлоконструкций грузоподъёмных кранов, отработавших нормативный срок службы, необходимо оценивать на основе анализа развития у них во времени так называемых «ведущих» повреждений, к которым относится коррозия. При этом, учитывая случайный характер развития этих повреждений, расчёт степени допустимости коррозии следует вести в вероятностной постановке. В данной статье приводится пример оценки степени опасности коррозионных повреждений, возникающих в силовых элементах металлоконструкций портальных кранов.
Коррозионные повреждения металлоконструкций портальных кранов, материал которых ВСтЗсп или St-38-b2, носят язвенный или поверхностный характер и не сопровождаются межкристаллитной коррозией. В этом случае опасность коррозионных повреждений заключается в том, что коррозионные язвы либо могут служить концентраторами напряжений для развития усталостных трещин, либо, вследствие своего увеличения в процессе эксплуатации, повышать риск разрушения за счёт изменения геометрических параметров силовых элементов.
Рассмотрим определение вероятности безотказной работы повреждённого коррозией участка металлоконструкции портального крана «Ганц» 5/6x30 (рис. 1) за счёт уменьшения размеров. Опыт эксплуатации этих кранов свидетельствует о том, что наиболее повреждаемым участком металлоконструкции является поворотная колонна. Глубина коррозии при наработке крана 20...25 лет достигает 50...60% первоначальной толщины листа.