яндекс счетчик
Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

О лицензировании экспертных организаций

03.05.2017

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору подготовлен Доклад «О лицензировании в соответствии
с Федеральными законами от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» и от 21.11.1995 №170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» за 2016 год». Остановимся
на некоторых фактах и выводах данного документа.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» Ростехнадзор осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:
■ деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
■ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
■ деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
■ производство маркшейдерских работ;
■ деятельность в области использования атомной энергии.
Нормативные правовые документы, регулирующие лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции Ростехнадзора, опубликованы в официальных печатных изданиях, размещены в информационно-правовых системах «Гарант», «Консультант», «Кодекс», а также размещены на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах в местах приема заявительных документов.
Анализ нормативных правовых актов подтвердил их объективность, обоснованность, доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возможность их исполнения и контроля.
Вместе с тем в указанной сфере деятельности имеются проблемы нормативного регулирования, которые нуждаются в устранении. Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», содержит лицензионные требования, позволяющие недобросовестным экспертным организациям использовать данные об аттестации экспертов, содержащиеся в открытом реестре экспертов, без их ведома. Необходимость пересмотра лицензионных требований и требований к составу и оформлению документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении (переоформлении) лицензии, возникла из-за участившихся жалоб экспертов на использование их данных руководителями экспертных организаций для оформления приказов о приеме на работу по совместительству.
Учитывая изложенное, в целях исключения незаконной передачи руководителями экспертных организаций другим экспертным организациям персональных данных экспертов для оформления подложных документов о приеме на работу по совместительству для получения (переоформления) лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзором разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», размещенный на официальном сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов.

Организация и осуществление лицензирования отдельных видов деятельности.
С 2011 года в центральном аппарате Ростехнадзора создан и успешно функционирует отдел организации оказания государственных услуг, позволяющий предоставлять государственную услугу по лицензированию по принципу «одно окно». Отдел организации оказания государственных услуг осуществляет:
■ прием заявительных документов;
■ проверку заявительных документов на соответствие прилагаемой описи;
■ регистрацию заявительных документов в системе электронного документооборота;
■ выдачу документов заявителям по доверенности либо направление их почтой в адрес заявителя;
■ выдачу информации о прохождении документов посредством телефонной связи.
В день поступления заявительных документов отдел организации оказания государственных услуг передает поступившие документы в отдел организации лицензионной деятельности, который осуществляет:
■ проверку соответствия заявления и прилагаемых документов требованиям, установленным Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положений о лицензировании соответствующего вида деятельности;
■ формирование в случае соответствия заявительных документов предъявляемым требованиям проект решения о принятии комплекта документов к дальнейшему рассмотрению в отраслевые управления Ростехнадзора;
■ формирование в случае несоответствия заявительных документов предъявляемым требованиям уведомление в адрес заявителя о необходимости устранения выявленных нарушений;
■ документарные проверки соискателей лицензии (лицензиатов);
■ взаимодействие с Федеральной налоговой службой в рамках электронного межведомственного взаимодействия;
■ ведение реестра выданных лицензий;
■ оформление лицензий на бланках строгой отчетности и их передачу в отдел организации оказания государственных услуг для последующей выдачи заявителю;
■ подготовку и оформление приказов об аннулировании лицензии при поступлении от территориальных органов Ростехнадзора решения суда об аннулировании лицензии с отметкой о вступлении его в законную силу.
Отдел организации лицензионной деятельности при соответствии заявления и прилагаемых документов установленным требованиям направляет заявительные документы для дальнейшего рассмотрения в отраслевые управления центрального аппарата.
Отраслевые управления центрального аппарата Ростехнадзора осуществляют:
■ направление поручений в территориальные органы Ростехнадзора о проведении внеплановых выездных проверок в отношении соискателей лицензии (лицензиатов);
■ формирование по результатам анализа заявительных документов и результатов проверочных мероприятий проекта решения о предоставлении (отказе в предоставлении), переоформлении (отказе в переоформлении) лицензии;
■ формирование, учет и хранение лицензионных дел.
Территориальные управления Ростехнадзора осуществляют:
■ проведение внеплановых выездных проверок соискателей лицензии (лицензиатов) по поручению центрального аппарата Ростехнадзора;
■ лицензионный контроль и информирование центрального аппарата Ростехнадзора о его результатах;
■ направление результатов лицензионного контроля в адрес центрального аппарата Ростехнадзора;
■ согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок;
■ подготовку и направление необходимой документации в суд для приостановления и аннулирования лицензий.
Отраслевые управления центрального аппарата по результатам анализа заявительных документов и результатов проверочных мероприятий формируют проект решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии и направляют его в отдел организации лицензионной деятельности.
Отдел организации лицензионной деятельности на основании переданного отраслевым управлением проекта решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии оформляет бланк лицензии либо уведомление об отказе и направляет на подпись руководителю или заместителю руководителя лицензирующего органа.
В рамках лицензирования отдельных видов деятельности осуществляется межведомственное взаимодействие в электронной форме, в том числе с Федеральной налоговой службой в части проверки сведений, содержащихся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Срок предоставления запрашиваемой информации в электронном виде составляет от 3 минут до 2 суток.
При осуществлении электронного межведомственного взаимодействия с ФНС России возник ряд проблемных вопросов, требующих оперативного решения.
Ростехнадзор в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обеспечил представление сведений о выданных Ростехнадзором лицензиях в форме электронных документов через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) с использованием электронного сервиса ФНС России SID0003131 (далее - Сервис).
Однако в настоящее время выявлено значительное количество сообщений о технических ошибках ввиду наличия следующих системных проблем:
■ Сервис не поддерживает направление сведений при множественном переоформлении лицензий (несколько лицензий переоформляются в одну), формат Сервиса позволяет указать только одну переоформленную лицензию;
■ ведомственный справочник ФНС России «Лицензируемые виды деятельности», значения которого используются при направлении сведений на Сервис, не содержит значений по видам выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности, которые в связи с изменениями в законодательстве являются устаревшими.
Ростехнадзор направил соответствующие запросы в ФНС России (письма Ростехнадзора от 02.02.2015 № 00-04-04/114 и от 23.09.2015 № 00-03-04/977). До настоящего времени изменения в Сервис не внесены.

Методическая работа с лицензиатами.
В современных условиях реформирования системы лицензирования отдельных видов деятельности особая роль отводится проведению методической работы с лицензиатами, направленной на предотвращение нарушений лицензионных требований, предъявляемых к их осуществлению.
Основная цель методической работы Ростехнадзора- создание условий, способствующих повышению эффективности и качества предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности, обеспечение доступности информации о последствиях нарушения лицензионных требований и уровне ответственности за такие нарушения.

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
В 2016 году проведена 51 проверка соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (в 2015 году-418).
В 2015 и 2016 годах отказы в предоставлении, переоформлении лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, отмененные судом, отсутствуют.
В отчетные периоды предоставление лицензий с нарушением установленных сроков не осуществлялось. В 2015 и 2016 годах срок принятия решения о переоформлении (отказе в переоформлении) лицензии составлял 10 рабочих дней -при переоформлении лицензии в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования, изменением его наименования, адреса места нахождения, а также в связи с изменением места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в соответствии с частью 16 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; и 30 рабочих дней: при переоформлении лицензии в связи с изменением адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в соответствии с частью 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Наиболее распространенной причиной отказа в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности является несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, а именно: отсутствие в штате соискателя лицензии как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности (далее - эксперты), которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для одного из которых работа в этой организации является основной.
Согласно статистической информации за 2 полугодие 2016 года 65% отказов в предоставлении (переоформлении) лицензий на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности составляют отказы по причине наличия в составе заявительных документов фиктивных сведений об экспертах, принятых на работу по совместительству. В 2015 годах отказы в предоставлении (переоформлении) лицензии в связи с наличием в заявлении и (или) прилагаемых документах недостоверной информации отсутствуют.
Причинами, приводящими к вынесению административных наказаний, приостановлению действия лицензии и аннулированию лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, является нарушение лицензиатами подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Феде рации от 04.07.2012 № 682.
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности не связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, поэтому при ее осуществлении не возникают ситуации техногенного характера, влекущие за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайные ситуации техногенного характера, произошедшие по причине нарушения лицензионных требований. Однако проведение экспертизы промышленной безопасности специалистами, не обладающими надлежащим опытом и профессиональными навыками, опосредованно может привести к возникновению аварий на опасных производственных объектах эксплуатирующих организаций.
Таким образом, целью лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности является реализация государственной политики по обеспечению безопасной эксплуатации и предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
В этой связи Ростехнадзором применяется весь комплекс мер, установленных действующим законодательством, в целях недопущения проведения неквалифицированной экспертизы промышленной безопасности.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть