Указатели грузоподъемности на кранах
Указатели грузоподъемности являются важным элементом безопасности для кранов стрелового типа, так как они позволяют контролировать допустимую массу груза в зависимости от вылета стрелы. Эти устройства обеспечивают точную информацию для крановщика и предотвращают перегрузку, которая может привести к аварийным ситуациям.
Шкала указателя должна быть хорошо видна с рабочего места оператора. Она предназначена для отображения массы груза, который можно поднимать при определенном вылете, угле наклона и длине стрелы. Это особенно важно для кранов, работающих как на выносных опорах, так и без них, например, для кранов на автомобильном и пневмоколесном шасси.
Ранее указатели грузоподъемности представляли собой механические шкалы со стрелкой, которые функционировали под действием силы тяжести. Современные технологии позволили заменить их многофункциональными микропроцессорными приборами, которые не только показывают грузоподъемность, но и включают системы ограничения нагрузки и регистраторы параметров работы крана. Настройка и проверка таких устройств выполняются в соответствии с руководством по эксплуатации.
Требования к электрическим схемам кранов
Электрическая схема крана должна соответствовать нормативным требованиям, обеспечивая безопасность его работы. В числе основных требований:
- предотвращение самозапуска электродвигателей после восстановления напряжения;
- исключение запуска электродвигателей в неправильной последовательности ускорения;
- предотвращение пуска электродвигателей через контакты предохранительных устройств.
Например, если два мостовых крана остановлены при сближении с помощью концевых выключателей, то их механизмы передвижения не должны самопроизвольно включаться при отъезде одного из них. Это предотвращается так называемой нулевой блокировкой контроллеров, которая исключает запуск двигателя при оставленном в рабочем положении силовом контроллере.
Ограничители рабочих движений должны соответствовать положениям ГОСТ 32575.1–5, согласно которым, после автоматической остановки движения повторный запуск возможен только в обратном направлении.
Взаимные блокировки и защитные системы
Для предотвращения аварийных ситуаций в электрических схемах кранов предусматриваются взаимные блокировки и защитные системы:
- блокировка контакторов и реле для исключения одновременного выполнения противоположных движений;
- предотвращение короткого замыкания при переключении реверсивных контакторов;
- координация работы нескольких кранов, работающих в согласованном режиме;
- отключение питания привода при неисправности механического тормоза, если возникает неуправляемое движение.
Кроме того, электрические схемы должны включать:
- защиту от ошибочных соединений;
- защиту от поражения электрическим током;
- защиту оборудования от перегрузок, перегрева и скачков напряжения;
- защиту от нарушения чередования фаз и утечек тока на землю.
Принципиальная электрическая схема крана, включая системы сигнализации, освещения и заземления, должна быть указана в его паспорте. Общие требования к электрооборудованию грузоподъемных кранов регламентируются ГОСТ Р 59931.
Современные технологии и строгие стандарты безопасности позволяют сделать эксплуатацию кранов более надежной, минимизируя вероятность аварийных ситуаций и обеспечивая защиту персонала.
Вывод
Современные краны оснащены передовыми системами безопасности, включая указатели грузоподъемности и сложные электрические схемы, соответствующие нормативным требованиям. Использование современных технологий, таких как микропроцессорные приборы и многоуровневые защитные системы, значительно снижает риск аварийных ситуаций и повышает эффективность работы кранового оборудования.