Назначение ограничителя перекоса
Ограничитель перекоса устанавливается на специальные козловые краны, включая модели, оснащенные стреловым оборудованием, за исключением конструкций. Основное предназначение устройства – предотвращение опасных перекосов крана, возникающих вследствие нарушений в работе механизма передвижения или иных факторов. При превышении допустимого уровня перекоса ограничитель либо останавливает кран, либо регулирует скорость его передвижения за счет включения дополнительных двигателей.
На серийных козловых кранах общего назначения, выпускаемых отечественными заводами, установка ограничителя перекоса не требуется. Однако для специальных козловых кранов действует зависимость: если отношение пролета крана (L) к его базе (B) превышает 3 (L/B > 3), установка ограничителя обязательна; при L/B ≤ 3 она не требуется.
Принципы работы ограничителей перекоса
Существует несколько типов ограничителей перекоса, применяемых на мостовых перегружателях зарубежных моделей:
-
Ограничители, фиксирующие разницу пройденного пути ходовыми колесами:
-
Упоры или магниты размещаются вдоль кранового пути и воздействуют на датчики, установленные на опорах крана. При достижении заданного предела разницы в пройденном пути устройство подает сигнал на привод.
-
Сравнивается количество оборотов ходовых колес противоположных опор. Для этого валы колес соединены с датчиками (сельсинами), передающими сигналы на дифференциальный сельсин, который регулирует работу механизма передвижения.
-
-
Ограничители, измеряющие деформации металлических конструкций крана:
-
Используется оптический метод: лазерный излучатель, установленный на одной опоре, направляет луч на фотоэлементы, расположенные на противоположной опоре. При перекосе крана луч смещается, активируя устройство.
-
Применяется вертикальная штанга, закрепленная на одной из опор. При воздействии перекосной нагрузки опора скручивается, а штанга поворачивается, активируя выключатель механизма передвижения.
-
Конструкция ограничителя перекоса отечественных кранов
Для специальных козловых кранов в России разработана конструкция ограничителя перекоса заводом «Сибтяжмаш». Принцип его работы заключается в следующем:
-
При перекосе до 300 мм работа крана продолжается, загорается зеленый сигнал.
-
При отклонении в диапазоне 425–600 мм включается желто-красный сигнал.
-
При превышении 600 мм ограничитель отключает двигатели, загорается красный свет.
Ограничитель перекоса на жесткой опоре
Конструкция устройства включает:
-
Трубчатую тягу, установленную на подшипниках жесткой опоры.
-
Рычаг управления выключателями, крепящийся к нижней части опоры.
-
Концевые выключатели, реагирующие на предельные значения перекоса.
При изменении длины подкоса под воздействием нагрузки кулачок рычага перемещается, активируя выключатели, тем самым предотвращая чрезмерный перекос.
Указатель грузоподъемности
Краны стрелового типа с изменяющейся грузоподъемностью в зависимости от вылета должны быть оборудованы указателями грузоподъемности. Это устройство помогает определить максимально допустимую массу груза при конкретном вылете стрелы и рабочем положении крана.
Ранее использовались механические указатели с градуированной шкалой и стрелкой, регулируемой силой тяжести. Современные модели оснащаются многофункциональными микропроцессорными системами, включающими:
-
Указатель и ограничитель грузоподъемности.
-
Регистратор рабочих параметров.
Настройка и проверка приборов выполняются согласно эксплуатационной документации, обеспечивая безопасность и точность работы крана.