Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Новая аттестация

10.03.2017

«Новая аттестация» не позволит оценить профессионализм эксперта

Людмила СТОЦКАЯ,
председатель рабочей группы по ПС
Совета при руководителе ФСЭТАН по вопросам экспертизы промышленной безопасности, к.т.н.

Рабочая группа совета при руководителе ФСЭТАН по вопросам экспертизы промышленной безопасности провела анализ результатов аттестации экспертов по направлению «подъемные сооружения» (Э.14).

За 13 месяцев (с 20 октября 2015 г. по 24 ноября 2016 г.) аттестации по направлению Э.14 (ПС) было допущено к сдаче квалификационного экзамена 1299 заявителей. Из них были аттестованы 538 (41,4%), в том числе экспертов:
1 категории - 34;
2 категории -102;
3 категории - 402.
По данным Ростехнадзора сведения взяты только о заявках, хотя эксперт может аттестоваться по 2-м и более направлениям.
До 1 августа 2016 года аттестация экспертов по направлению Э.14 «подъемные сооружения» проводилась по всем видам оборудования в целом. За 9 месяцев в период с 20 октября 2015 года до 1 августа 2016 года было допущено к аттестации 632 заявителя, из них было аттестовано - 198 по всем направлениям Э.14, что составляло около 31 %, при этом по ТУ -152 ед.; КЛ/ТП - 5 ед.; ЗС - 35 ед; ОБ -1 ед. По категориям:
ТУ: 1 категория - 11 ед.; 2 категория - 22 ед.; 3 категория - 119 ед.;
КЛ/ТП: 1 категория - 1 ед.; 2 категория - 1 ед.; 3 категория - 3 ед.;
ЗС: 1 категория - 4 ед.; 2 категория - 3 ед.; 3 категория - 28 ед.;
ОБ: 1 категория - 0 ед.; 2 категория - 0 ед.; 3 категория - 1 ед.
После 1 августа 2016 года было сделано разделение направления Э.14 (ПС) по 4 видам оборудования:
3.14.1 - грузовые канатные дороги,
3.14.2 - пассажирские канатные дороги, фуникулеры,
3.14.3 - эскалаторы метрополитена,
3.14.4 - грузоподъемные машины.
После чего результаты аттестации существенно изменились по всем видам экспертиз в группе Э.14.
За период с 1 августа 2016 года по 24 ноября 2016 года (4 месяца) число заявителей, допущенных к аттестации, составило 667 ед. - это примерно столько же, сколько за предыдущие 9 месяцев. Было аттестовано 340 ед. - это порядка 51 %, при этом по ТУ - 252 ед; КЛ/ТП - 8 ед; ЗС - 79 ед; ОБ -1 ед.
Если смотреть по категориям экспертов, то по всем видам оборудования:
- по направлению Э.14.1 (с августа месяца) - «Грузовые канатные дороги» - нет аттестованных экспертов;
- по направлению Э.14.2- «Пассажирские канатные дороги и фуникулеры» - аттестовано 11 экспертов, из них: ТУ - 8 ед.(2 кат. - 2; 3 кат. - 6): ЗС - 3 ед. (2 кат. - 2; 3 кат. - 1);
- по направлению Э.14.3- «Эскалаторы для метрополитена» - аттестовано 6 экспертов из них: ТУ - 2 (3 кат.); ЗС -1 (кат.); ОБ - 2 (3 кат.); КЛ/ТП - 1 (3 кат.);
- по направлению Э.14.4- «Грузоподъемные краны» - аттестовано 323 эксперта из них: ТУ - 242 (1 кат. -13; 2 кат. - 47; 3 кат. -182);
КЛ/ТП - 7 ед. (2 кат. - 2; 3 кат. - 5); ЗС - 73 ед. (1 кат. - 5; 2 кат. - 21; 3 кат. - 47); ОБ -1 (3 кат.).
Объединив оба периода, до разделения Э.14 на виды оборудования и после, мы на 24 ноября 2016 года имеем аттестованных экспертов:
ТУ - 409:1 категории - 24; 2 категории -73; 3 категории - 312;
ЗС -112:1 категории - 9; 2 категории -26; 3 категории - 77;
КЛ/ТП - 13: 1 категории - 1; 2 категории - 3; 3 категории - 9;
ОБ - 4:1 категории - 0; 2 категории - 0; 3 категории - 4.
Результаты аттестации экспертов по ПС свидетельствуют о том, что:
Благодаря настоятельной просьбе экспертов, в августе месяце было проведено разделение направления экспертизы ЭО ПС Э.14 по видам оборудования, что позволило значительной части экспертов аттестоваться по конкретному виду оборудования.
Разделение Э.14 по 4 видам оборудования ПС было необходимо, т.к. оно четко определило приоритетность кранового оборудования в общем объеме экспертиз направления Э.14.
Отсутствие информации о территориальном распределении (нахождении) экспертов лишает возможности проанализировать наличие (или отсутствие) экспертов ПС в регионах.
По результатам анализа аттестации можно судить о том, какие виды экспертиз в направлении Э.14 не имеют (или имеют) достаточное количество экспертов, каковы причины дефицита и что надо делать для его устранения.
По данным отчета РТН за 2015 год, под надзором числится 776 066 ед. ПС, из которых 227 999 - это грузоподъемные краны и подъемники (вышки), из которых, в свою очередь, 70% отработали свой нормативный срок службы, и с каждым годом число это растет.
Именно крановое оборудование последние годы наращивает процент аварийности (79% в 2014 г.; 81,2% -2015 год) на фоне всех других видов подъемных сооружений.
Судя по результатам аттестации (на 24 ноября 2016 года), на каждого эксперта ТУ ПС в год будет приходиться по 560 ед. кранов и подъемников, т.е. по 46 ед. в месяц. А если учесть, что при экспертизе крана, как правило, требуется два эксперта, то еще потребуется аттестовать не менее 1000 экспертов по ТУ ПС направления Э.14.4.
Учитывая выше изложенное, эта категория экспертов должна иметь основательные знания своих объектов, умения и навыки в экспертных видах работ, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию такого количества кранового оборудования с истекшим сроком службы.
«Новая аттестация» не позволяет оценить профессиональные знания эксперта по конкретным методам и средствам диагностики конкретных видов ПС.
Обучение (не подготовка к сдаче экзамена) по утвержденной программе по экспертизе ПС перед аттестацией не проводилось, что является грубейшим нарушением процесса аттестации и неизменно скажется на качестве экспертных работ у аттестованных экспертов.
Не зря экспертное сообщество настаивало (и продолжает настаивать) на том, чтобы Ростехнадзором была подготовлена нормативная, техническая и методическая документация по экспертизе всех видов ТУ ПС, без которой нельзя ни оценить знание экспертов как профессионалов в области соответствия, ни аргументировать результаты экспертных работ.
Однако до сих пор это не сделано, как впрочем, не откорректированы вопросы и задачи по экспертизе для 4-х видов оборудования (Э.14).
Об этом и о других проблемах аттестации говорят сами эксперты, отвечая на вопросы опросного листа, разосланного нами по случаю годовщины аттестации.
Таким образом, система аттестации экспертов требует существенных изменений и пересмотра методов и средств ее реализации для осуществления поставленной цели - «повышение качества экспертизы объектов повышенной опасности».

Основные предложения экспертов по совершенствованию системы аттестации:
- создание аттестационных комиссий в регионах, с участием компетентных специалистов по экспертизе ТУ;
- обеспечение экспертов по ПС нормативной и методической документацией по экспертизе ТУ ПС;
- проведение нормального обучения экспертов по официальным программам, как было раньше, после чего проводить аттестацию;
- требование сделать систему аттестации прозрачной, представить задачи и вопросы с ответами на рецензирование специалистам;
- снижение оплаты за услуги по подготовке к сдаче экзамена;
- упорядочение процесса оповещения и получения результатов аттестации и удостоверений.

По мнению опрошенных экспертов, новая система аттестации привела:
- к нарушению преемственности поколений в области экспертизы ОПО, что непременно скажется на снижении качества экспертных работ;
- к незащищенности подписи эксперта в экспертных заключениях и возможности использования подписей аттестованных экспертов любой другой организацией;
- к созданию класса «штрейкбрехеров» в области экспертизы, нарушив тем самым принцип независимости экспертов;
- к процветанию организаций «однодневок», которые обогатились в 2013-2015 годах, сбивая цены на тендерах, и имеющих возможность купить(оплатить подготовку) экспертов.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть