Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Недостатки требований новых ФНП

Недостатки требований новых ФНП
по подъемным сооружениям

Виктор ВИНОГРАДОВ,
директор ООО «Подъемсервис»
Алексей ВДОВИН,
эксперт ООО «Подъемсервис»
Валерия ПОПОВА,
студент ФГБОУ ВПО «КнАГТУ» ООО «Подъемсервис»

Ростехнадзор РФ проводит большое количество реформ и преобразований в различных сферах влияния. Не остались незамеченными и Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемных кранов (ПБ 10-382-00). Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года № 533 приняты «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНП ПС), при этом ПБ 10-382-00 были отменены.

По этому поводу высказываются различные экспертные мнения. Например, В.А. Коровин, доктор технических наук, генеральный директор НПП «Резонанс», в своей статье «Об избыточности требований Федеральных норм и правил по эксплуатации подъемных сооружений» критикует новые ФНП: «Отдельные из этих требований действительно обоснованы и согласуются с требованиями трудового законодательства. Но их общий объем непомерно велик, а многие из них либо явно избыточны, либо невыполнимы».
С другой стороны, эксперт линии профессиональной поддержки А.С. Берлов в своей публикации «Сравнительный анализ правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» считает, что ПБ 10-382-00 были хуже, а новые ФНП - более конкретны и содержательны.
Необходимо рассмотреть отдельные аспекты этих правил с точки зрения эксплуатационников. Многие положения из новых ФНП совпадают со старыми ПБ, однако наряду с этим существуют пункты и подразделы ПБ, отсутствующие в ФНП. К примеру, в новых правилах о безопасности ОПО никак не оговариваются правила установки, монтажа и обслуживания электрооборудования, требования к выключателям; нет указаний на установку электрических защит и блокировок различного типа (защита от обрыва фазы, блокировка двери кабины при работающем кране); не указано, как выполняются, устанавливаются и какими защитами оснащаются аппараты управления. Очевидно, что все вышеперечисленные пункты должны быть прописаны в договоре отдельно, однако заказчик кранового оборудования не обладает необходимыми знаниями в области электротехники, а значит, не может все предусмотреть в договоре.
Также новые правила не оговаривают ширину переходных площадок и даже не требуют их наличия, что делает абсолютно невозможным обслуживание и текущий ремонт крана. В свою очередь, электрооборудование, которое долго не обслуживали, может выйти из строя или вызвать серьезную аварию. Пример некачественной поставки приводится в статье «Ничего личного», опубликованной в журнале «Промышленность и безопасность» (№ 8): «Недавний случай: ОАО «Великолукский опытно-машиностроительный завод» поставило мостовой двухбалочный кран, который должен работать на открытом воздухе. На кране отсутствуют переходные площадки (как его обслуживать?), тросоотбойник, не соблюдены требования к поручням, отсутствуют кожухи на электрооборудовании, не хватает много другого».
При переходе на новые ФНП появились еще и проблемы с паспортами на новые краны. Если раньше в паспорте указывались все необходимые для эксплуатации параметры (марка стали, температура окружающей среды при эксплуатации крана, допустимая скорость ветра, скорости механизмов и диапазоны регулирования скоростей, максимальная нагрузка в разных плоскостях, технические данные и характеристики сборочных узлов и деталей, схема электрическая принципиальная, перечень элементов электрооборудования, тип и марка ограничителя грузоподъемности и т.д), условия обслуживания и ремонта, то в новых паспортах этого можно не найти. Как следствие, работа крана в неподходящих условиях (эксплуатация крана, предназначенного для работы в помещении, на улице при температуре -40 °С ) может привести к серьезным авариям, в том числе к опрокидыванию крана или же к отказу электрооборудования.
В качестве примера можно взять статью Бориса Скупова «Кранопад на стройках страны усиливается. Кто виноват и что делать?», в которой автор приводит справочные данные: «В 2014 году в организациях России, эксплуатирующих подъемные механизмы, произошло 34 аварии, при этом погибли 51 и получи-ли травмы 126 человек, а материальный ущерб составил 50 миллионов рублей» - и одной из причин «кранопада» называет «недостатки требований Федеральных норм и правил (ФНП) по подъемным сооружением (ПС)».
Еще одной причиной различных аварий, в том числе и обрушения кранов, является их перевод из третьей группы опасности ОПО в четвертую и, как следствие, отмена плановых проверок Ростехнадзора. Таким образом, в ФНП отсутствуют многие необходимые требования.
Компетентные органы в ответ на все это лишь разводят руками и ссылаются на договор, в котором, по их словам, должны быть прописаны все необходимые заказчику пункты. Но каким образом эксплуатационник может разбираться во всех тонкостях проектирования крана? Ему для продуктивной работы просто необходимо, чтобы общие требования были прописаны в ФНП и соблюдались изготовителями.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, следует отметить, что, несмотря на ряд положительных сторон, в новых ФНП, касающихся подъемных сооружений, имеются недочеты, которые следовало бы оговорить либо дополнениями к правилам, либо выпуском отдельных актов.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть