Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Эволюция критериев оценки условий эксплуатации грузоподъемных кранов

Эволюция критериев оценки условий эксплуатации грузоподъемных кранов

Конструкция проектируемого крана должна соответствовать условиям его эксплуатации и обеспечивать надежное функционирование в пределах установленного нормативного срока службы.
Условия эксплуатации (режим работы) крана и его механизмов определяются двумя основными критериями: величиной нагрузок (точнее - уровнем нагруженности) и продолжительностью их действия (или степенью использования крана или механизма). При этом первый критерий отражает не абсолютные величины нагрузок, а относительные их доли (малые, средние или большие нагрузки в их общем массиве); второй - общее число рабочих циклов за срок службы или число часов работы механизма за этот же период.
Дифференциация режимов работы грузоподъемных кранов стала осуществляться краностроительными фирмами с конца XIX века, что обусловлено необходимостью решения задачи конструирования крана с ресурсом работоспособности, соответствующим заданному при проектировании режиму работы крана и установленному сроку его службы.
С развитием краиостроения, совершенствованием и усложнением конструкций грузоподъемных кранов происходило существенное изменение оценочных критериев условий эксплуатации кранов. Рассмотрим эволюцию этих критериев, сопоставляя применявшиеся рекомендации, нормы, стандарты и др.
1.Нормы краностроительных фирм начала XX века предусматривали три группы условий эксплуатации кранов мостового типа
(основного, использовавшегося в то время): 1) легкие; 2) средние нормальные; 3) тяжелые условия. При этом отнесение кранов к той или иной группе осуществлялось достаточно просто - в зависимости от назначения крана:
• краны для электростанций, машинных отделений и т.п. - легкие условия эксплуатации;
• краны для механических, сборочных и других аналогичных цехов -средние нормальные;
• краны металлургических предприятий - тяжелые условия.
При этом разумелось (без указания количественных величии), что при переходе от легких к более тяжелым условиям эксплуатации возрастает доля тяжелых грузов, увеличиваются продолжительность работы и рабочие скорости (следовательно динамические и инерционные нагрузки).
Терминология была различной. Так, фирма Паулин и Гарниш-фегер (США) разделяла краны по мере утяжеления условий их эксплуатации на краны с умеренной скоростью, скорые и очень скорые .
Условия эксплуатации учитывались в конструкции кранов при их проектировании. Например, фирма Демаг (Германия) для кранов легких условий эксплуатации предусматривала высокие допускаемые напряжения в деталях, применение открытых передач, низкие рабочие скорости;, для кранов средних и нормальных условий - применение закрытых зубчатых передач (редукторов); для кранов тяжелых условий - низкие допускаемые напряжения, высокие рабочие скорости, электроаппаратуру с большим запасом надежности.
Любопытно отметить существование уже в то время двух краностроительных школ (направлений) - европейской и американской. Основные тенденции первой - по возможности малые стоимость и материалоемкость крановой продукции, второй - высокая надежность.
Европейские краны имели преимущество решетчатые металлоконструкции, трехфазные двигатели, в ряде случаев открытые передачи, подшипники скольжения, шпоночные соединения; американские (для тяжелых условий эксплуатации)- жесткие коробчатые металлоконструкции, двигатели постоянного тока, редукторы, подшипники качения, шлицевые соединения и др. В результате американские краны, по сравнению с европейскими, были примерно вдвое дороже и на треть тяжелее, но имели более высокую надежность.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть