Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Аварии грузоподъемных кранов

Аварии грузоподъемных кранов

A.И. Головин, канд. техн. наук, доцент
КФ МГГУ им. Н.Э.Баумана
B.В. Рахаев, главный инженер,
Р.Н. Петров, инженер
ООО «Кранмонтаж», г. Калуга

В статье рассматриваются и анализируются случаи аварий, произошедших с грузоподъемными машинами в Калужской области.

Качество основных фондов предприятий, к которым относятся грузоподъемные машины (ГПМ) продолжает ухудшаться. Система технической диагностики и экспертного обследования обеспечивает удовлетворительную оценку их технического состояния, но не позволяет поддерживать на должном уровне промышленную безопасность. Надежность ГПМ уменьшается, аварийность и травматизм персонала растут.
Этому способствуют недостаточные финансовые возможности многих предприятий для обновления существующего парка техники, а также уже ставшее у многих собственников устойчивым стремление выжать из имеющегося оборудования максимальную прибыль, невзирая на риски. Положение особенно усугубляется из-за низкой компетентности и профессиональной квалификации руководителей, неудовлетворительной производственной дисциплины и слабой подготовленности обслуживающего персонала, а также неэффективности контроля со стороны надзорных органов. Это выдвигает пресловутый человеческий фактор в качестве основной причины большинства происходящих аварий, в том числе в Калужской области.
В статье приведены некоторые характерные примеры.
1. На лесоперерабатывающем предприятии производились ремонтные работы по замене ходовых тележек башенного крана БКСМ 7-5Г грузоподъемностью 7 т, изготовленного в 1989 г, в связи с износом реборд ходовых колес. Кран переместили в ремонтную зону. Под опорную раму установили домкрат и вывели из-под нее ходовую тележку, подъем и перемещение которой ремонтная бригада решила осуществить самим же ремонтируемым башенным краном, управляя им из кабины. При возвращении после выполнения операции стрелы крана в исходное положение, произошел его сход с домкрата и опрокидывание на производственное помещение. В результате падения крана крановщик был смертельно травмирован.
Проведенным расследованием установлено, что ремонтные работы проводились без разработки проекта их производства (ППР) - технологической карты на замену ходовых тележек крана. Работу выполнял неквалифицированный персонал, противоугонные захваты крана находились в неисправном состоянии.
2. На бирже фанерного завода при подъеме пачки березовых бревен башенным краном КБ-572Б грузоподъемностью 10 т, изготовленным в 1993 г., произошло разрушение верхнего несущего пояса стрелы (рис. 1) и падение груза. Кран уже отработал нормативный срок службы в тяжелом режиме. Экспертизу промышленной безопасности на предмет дальнейшей эксплуатации не проводили.
Результаты расследования, подтвержденные необходимыми расчетами, показали, что кран работал с перегрузкой, ППР отсутствовал, ограничитель грузоподъемности находился в неработоспособном состоянии.
3. Во время демонтажа воздуховода, прикрепленного к стене промышленного здания (рис. 2), с использованием автоподъемника Р-183, изготовленного в 1984 г., часть воздуховода массой свыше 100 кг оторвалась и ударилась о люльку подъемника. Произошло разрушение боковых изоляторов и кронштейнов крепления люльки, она также оторвалась и упала. Один из находившихся в ней рабочих погиб. Работы проводились без разработки ППР.
4. На бирже леспромхоза проводились погрузо-разгрузочные работы башенным краном КБ-572А, изготовленным в 1983 г. При загрузке в вагон пачки леса массой 6 т крановщик услышал громкий щелчок. Осмотрев металлоконструкцию башни крана, он обнаружил опоясывающую трещину ее несущего пояса и отрыв раскоса башни (рис. 3).
Причина аварии - исчерпание технического ресурса металлоконструкции, отсутствие надлежащего контроля за состоянием крана, невыполнение требований по его своевременному обследованию (информационное письмо Госгортехнадзора № 12-1/669 от 30.06.2000 г.).
5. При демонтаже на неработающем складе козлового специального крана ККС-12,5-32 грузоподъемностью 12,5 т, изготовленного в 1989 г., производили запасовку монтажных канатов со снятыми межопорными стяжками. Крепление опор крана осуществляли с одной стороны рельсовыми захватами, с другой - канатом, закрепленным на ходовом колесе крана и проведенном через отверстие, выполненное в подкрановом рельсе. В процессе работы рельсовые захваты не выдержали нагрузку, произошло падение крана (рис. 4), при котором был травмирован монтажник.
Расследованием установлено, что демонтажные работы производил неквалифицированный персонал без разработки ППР.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть