Вопрос о том, является ли шасси автомобиля автокрана частью подъемного сооружения, вызывает немалое количество разногласий. Для понимания этого вопроса необходимо рассмотреть конструкцию и функциональные характеристики стреловых самоходных кранов, а также роль, которую играет шасси в процессе подъема и перемещения грузов.
Стреловые самоходные краны: основные компоненты
Стреловой самоходный кран на автомобильном шасси представляет собой комплексное устройство, состоящее из нескольких ключевых элементов:
- Крановая стрела — основная часть, предназначенная для подъема и перемещения грузов.
- Подъемный механизм — включает лебедку, канатно-блочную систему, крюковую подвеску, которые непосредственно выполняют работу по подъему.
- Шасси — автомобильное шасси, которое обеспечивает передвижение крана в транспортном положении.
Однако, несмотря на важность шасси для транспортировки крана, оно не является частью подъемного сооружения в полном смысле этого слова.
Шасси как часть автокрана: функции и ограничения
Автомобильное шасси, входящее в состав стрелового самоходного крана, выполняет исключительно транспортные функции. Оно позволяет перемещать кран по дорогам общего пользования, обеспечивая его передвижение между различными рабочими участками. Без шасси кран не смог бы осуществлять перемещение, что делает его неотъемлемой частью конструкции, но при этом не подъемным сооружением.
Шасси автокрана не воспринимает внешние нагрузки, связанные с выполнением подъемных операций. Другими словами, когда кран выполняет свою основную функцию — подъём и перемещение грузов — шасси не участвует в создании удерживающего момента или в расчётах по обеспечению устойчивости крана. Все такие функции возлагаются на крановые металлоконструкции, в т.ч. аутригеры (выносные опоры).
Роль шасси в расчетах устойчивости
Хотя автомобильное шасси не является подъемным сооружением, его масса может участвовать в расчетах, связанных с обеспечением устойчивости крана. Когда кран находится в рабочем положении и возникает нагрузка, угрожающая потерей устойчивости, масса шасси может помочь в реализации удерживающего момента. В таких случаях шасси учитывается как часть общего расчета, но его функции ограничиваются именно этим аспектом, а не активным воздействием на подъемные операции.
Почему шасси не является подъемным сооружением?
Подъемное сооружение — это комплекс технических устройств, предназначенных для подъема и перемещения людей или грузов, и включающий в себя элементы, которые непосредственно участвуют в этих процессах. К таким элементам относятся крановая стрела, грузоподъемный механизм, а также системы, обеспечивающие безопасность и эффективность работы.
Автомобильное шасси выполняет лишь транспортную роль, и его работа не связана напрямую с выполнением подъемных операций. Таким образом, оно не входит в состав подъемного сооружения и не может быть отнесено к его элементам ни в прямом, ни в переносном смысле.
Заключение
Таким образом, шасси автомобиля автокрана не является подъемным сооружением. Оно выполняет исключительно транспортную функцию, обеспечивая передвижение крана в транспортном положении. При этом его масса может участвовать в расчетах устойчивости крана, однако шасси не воспринимает внешние нагрузки, связанные с процессом подъема, и не является активным элементом подъемного механизма.