Тупиковые упоры играют важную роль в обеспечении безопасности при эксплуатации подъемных кранов, предотвращая их сход с рельсов в аварийных ситуациях. Эти устройства предназначены для удержания крана на рельсах и обеспечения его безопасной остановки в случае непредвиденных обстоятельств. Однако следует понимать, что они не являются универсальными средствами защиты и не могут предотвратить сход крана с рельсов в любых условиях.
Основные задачи тупиковых упоров
Тупиковые упоры предназначены для предотвращения схода крана с рельсов в следующих ситуациях:
- Недостаточное функционирование тормозов механизма передвижения крана. В случае, если тормозная система крана не справляется с задачей остановки, тупиковые упоры должны гарантировать его остановку перед концом рельсового пути.
- Отказ автоматических устройств остановки. Если средства автоматической остановки крана выходят из строя, тупиковые упоры должны предотвратить его сход с рельсов, обеспечив безопасную остановку. Важно отметить, что в подобных ситуациях крановщик обязан контролировать процесс торможения и остановки крана.
Ограничения применения тупиковых упоров
Тупиковые упоры не предназначены для предотвращения схода крана с рельсов при нарушении условий, указанных в п. 4.1 ГОСТ Р 70359. Эти условия включают:
- Недопустимое использование ограничителей движения. Крановщику запрещается использовать ограничители движения для автоматической остановки механизмов, за исключением случаев, предусмотренных стандартами. Например, допускается использование ограничителей при остановке мостового крана при его подходе к посадочной площадке, устроенной в торце здания, как указано в ГОСТ 32575.1.
Требования к тупиковым упорам
В соответствии с ГОСТ Р 70359 тупиковые упоры должны обеспечивать надежную остановку крана при определенных условиях:
- Скорость передвижения крана. При отсутствии автоматических средств остановки максимальная скорость передвижения крана, при которой упоры должны обеспечить остановку, составляет 0,5 м/с. При наличии таких средств – 50% от максимальной скорости крана.
- Масса груза. Упоры должны эффективно функционировать, если масса поднятого груза соответствует номинальной грузоподъемности крана, при этом грузозахватный орган находится в крайнем верхнем положении.
- Максимальная комплектация крана. Кран должен быть собран и смонтирован в максимальной комплектации, предусмотренной эксплуатационными документами.
- Расположение грузозахватного органа. Для мостовых кранов он должен находиться в положении минимального подхода к оси рельсовой нити, для козловых кранов – над рельсовой нитью.
- Положение стрелы. Для кранов стрелового типа стрела должна находиться в положении, параллельном рельсовому пути.
- Ветровая нагрузка и уклон рельсового пути. Упоры должны обеспечивать остановку крана при максимальных допустимых значениях ветровой нагрузки и уклона рельсового пути, указанных в паспортных данных крана.
Заключение
Таким образом, тупиковые упоры являются важными элементами безопасности подъемных кранов, обеспечивая их остановку в критических ситуациях. Однако их применение ограничено определенными условиями и нормативными требованиями, что подчеркивает необходимость строгого соблюдения эксплуатационных стандартов и грамотного управления краном со стороны оператора.