Снижение металлоемкости и стоимости кранов мостового типа
Исаак Иосифович АБРАМОВИЧ, канд. техн. наук, эксперт по краностроению
МРОО «РОСПТО
Ефим Маркович ПЕВЗНЕР, канд. техн. наук, генеральный директор
ООО «Кранприборсервис», г. Москва
Эффективным направлением снижения металлоемкости и стоимости кранов мостового типа является использование при их проектировании достижений мировой практики краностроения, нашедших отражение в современных стандартах ИСО и нормативных документах стран, занимающих ведущее положение на рынке грузоподъемной техники. Положительный эффект может быть достигнут также при рациональном выборе для кранов различных типов решений в области систем их привода.
Ключевые слова: краны мостового типа, стандарты, приводы, совершенствование, применение.
Конструктивные решения кранов мостового типа, мостовых и козловых, традиционно относят к наиболее устоявшимся и консервативным. При этом существуют определенные резервы снижения металлоемкости и стоимости этих кранов. Значительный положительный эффект может быть достигнут за счет использования при их проектировании прогрессивных нормативных документов, принятых ИСО и в странах - ведущих мировых производителях указанной техники.
Еще в советский период, при наличии развитой системы государственных и отраслевых стандартов, регламентация основных требований к устройству кранов мостового типа была явно недостаточной. При проектировании руководствовались, в основном, указаниями, содержащимися в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР, различных ведомственных нормативных документах, а также сведениями из специальной литературы и т.п. Такое положение сохранилось в стране до настоящего времени, причем в последние два десятилетия в России, практически, не проводятся исследовательские работы по кранам мостового типа, которые могли
бы служить базой для создания новых и совершенствования существующих норм проектирования, отвечающих современному уровню этой техники. Для преодоления возникшего отставания представляется целесообразным использовать в работе по техническому регулированию и стандартизации имеющийся мировой опыт краностроения, получивший отражение в новых и переработанных международных стандартах ИСО и национальных нормативных документах некоторых стран.
Перечень документов ИСО, относящихся к кранам мостового типа, содержится в стандарте ИСО 16880. Наибольший практический интерес представляют стандарты, регламентирующие режимы работы кранов, расчетные нагрузки, жесткости мостов, выбор и расчет канатов и ходовых колес. На этой базе при сохранении их основных положений и норм, Межрегиональная общественная организация «Подъемно-транспортное научно-техническое общество: Региональные объединения специалистов» [1] предусматривает разработку усовершенствованных национальных стандартов и других нормативно-технических документов, в которые должны быть внесены положения, учитывающие накопленный отечественный опыт и результаты выполненных исследований и разработок. К их числу относятся следующие документы.
1. Стандарт, устанавливающий классификацию кранов и их механизмов по группам режимов работы на базе стандарта ИСО 4301/1 и дополненный классификацией несущих стальных конструкций. Введение в него промежуточных групп позволит создавать более экономичные конструкции кранов легких режимов работы.
2. Стандарт, регламентирующий расчетные нагрузки на базе стандартов ИСО 8686-1 (общие принципы и сочетания нагрузок) и ИСО 8686 ч. 5 (применительно к мостовым и козловым кранам) с учетом отечественного опыта и особенностей выпускаемых кранов.
3. Стандарт норм жесткости пролетных строений, учитывающий конструктивные особенности кранов, например, наличие у козловых кранов обеих жестких опор, позволит снизить требования к жесткости для кранов с частотным регулированием скоростей (стандарт ИСО 22986) и очень низкими рабочими скоростями, а также для кранов с ограниченной интенсивностью использования, вне зависимости от типа их привода.
4. Стандарт норм выбора и расчета стальных канатов на базе стандарта ИСО 4308, наряду с подъемными канатами, будет содержать указания, касающиеся тяговых канатов, применяемых в кранах с канатными грузовыми тележками, а также по устройству лебедок с многослойной навивкой канатов, что актуально для кранов среднего и легкого режимов работы.
5. Нормы выбора и расчета ходовых колес, включающие требования к расчету крановых путей, на базе документа Ассоциации инженеров-металлургов США (ASME), соответствующего рекомендациям ИСО 16881 и отражающего, в частности, новые материалы ФРГ [2], могут обеспечить заметное уменьшение размеров колес и рельсов, что характерно для современных зарубежных кранов групп режима А1 - А5.