Проведение экспертизы промышленной безопасности при техническом перевооружении опасных производственных объектов
В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации рассмотрены основания для проведения экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасных производственных объектов нефтегазодобычи и применяемых на них технических устройств в зависимости от назначения и условий их использования для обоснованного выбора соответствующей экспертной организации и экспертов.
Введение
При организации проведения экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) на опасных производственных объектах (ОПО) нефтегазодобычи часто приходится отказываться от предложений заказчиков из-за неверного определения ими предмета экспертизы. Вместо ЭПБ технических устройств заказчики часто предлагают провести ЭПБ документации на техническое перевооружение ОПО, заключающуюся в экспертизе документации на доработку (модернизацию) применяемого на ОПО оборудования. В качестве обоснования своей позиции заказчики приводят примеры регистрации таких заключений территориальными управлениями Ростехнадзора.
Регистрация ЭПБ в реестре заключений не освобождает заказчиков от выполнения установленных требований к техническим устройствам и техническому перевооружению ОПО. Замена одних видов экспертизы другими не может служить оценкой соответствия требованиям промышленной безопасности как ОПО в целом, так и применяемых в его составе технических устройств.
Объекты и предметы ЭПБ
Для определения объектов экспертизы необходимо пользоваться понятиями «технические устройства» и «техническое перевооружение» Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в редакции Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи ЗЗЗ33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [2].
В зависимости от производственного процесса оборудование, располагаемое в зданиях и сооружения ОПО нефтегазодобычи, может применяться в течение всего периода эксплуатации месторождения, от ранней стадии освоения до прекращения добычи и ликвидации ОПО, зданий и сооружений в его составе. Это оборудование установок подготовки нефти и газа, стационарных узлов замера и учета добываемых объемов нефти и газа, промысловых трубопроводов и резервуарных парков, насосных, компрессорных станций и др.
В подавляющем большинстве такое стационарное оборудование принадлежит пользователю недр. Экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение подобных ОПО может быть достаточной при замене оборудования на более производительное с возможностью автоматизации управления производственными процессами, оснащенное средствами контроля и системами аварийной зашиты, т.е. на другое, более совершенное и безопасное оборудование. Оно подлежит оценке соответствия техническим регламентам в форме сертификации или декларирования, согласно законодательству о техническом регулировании, и не нуждается в ЭПБ.
Экспертизу промышленной безопасности документации технических устройств проводят в случаях, когда они не подлежат сертификации и декларированию [1], например при доработке оборудования на месте эксплуатации, применении ранее используемого импортного оборудования, не сертифицированного в Российской Федерации. В таких случаях кроме анализа документации на оборудование Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» [3] предусматривают оценку его фактического состояния по результатам осмотра, диагностики и другие процедуры. Экспертиза документации технического устройства не может выступать оценкой соответствия применяемого на ОПО оборудования, так как не предусмотрена законодательством.
Для проведения буровых работ, технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов скважин, геофизических исследований, прострелочно-взрывных работ применяют оборудование подрядных организаций в течение действия договоров с пользователями недр. После исполнения договорных обязательств такое оборудование используют подрядчики при оказании договорных услуг на других ОПО. Экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение ОПО, на котором ранее применяли данное оборудование, не выступает оценкой его соответствия.
При конструктивных изменениях или иной доработке оборудования, проведенной подрядной организацией исходя из требуемых технических характеристик для выполнения договорных услуг на ОПО, необходима ЭПБ технического устройства. Например, при оснащении импортных агрегатов для ремонта скважин ограждением площадки верхового рабочего, предусмотренным Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [4], монтаже механизмов перемещения буровых установок, установке системы верхнего привода, не предусмотренных изготовителями, устранении повреждений и в других случаях основания для разработки документации на техническое перевооружение ОПО в целом отсутствуют. В итоге для оценки соответствия необходимо проведение ЭПБ технических устройств до начала их применения на ОПО.
Вопрос определения предмета ЭПБ также возникает при техническом перевооружении и реконструкции ОПО, входящих в него зданий и сооружений.
Согласно ст. 13 [1] документация на техническое перевооружение ОПО разрабатывается и подлежит ЭПБ, если для технического перевооружения не требуется реконструкция объектов капитального строительства.
Понятие реконструкции объектов капитального строительства установлено градостроительным законодательством [5]. Под ней подразумевают существенное изменение объектов капитального строительства. При реконструкции проектируют перепланировку земельного участка, прокладку иных инженерных коммуникаций, строительство новых и расширение существующих зданий и сооружений для размещения нового оборудования комплексов и линий технологических процессов, вводят другие проектные решения, не предусмотренные проектной документацией на построенный ранее объект. Для реконструкции ОПО нефтегазодобычи разрабатывают новую проектную документацию, включающую решения по их техническому перевооружению, которая подлежит экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности [5]. Для ввода в эксплуатацию реконструированных объектов ОПО нефтегазодобычи необходима оценка соответствия технических устройств в форме сертификации или декларирования, а в случаях, предусмотренных ст. 7 [1], — в форме заключения ЭПБ.
Заключение
В каждом конкретном случае предмет экспертизы для ОПО нефтегазодобычи необходимо определять исходя из установленных нормативно-правовых положений и требований, стадий существования ОПО, назначения и условий эксплуатации оборудования на них. От правильного решения этого вопроса зависят выбор экспертной организации, состав экспертов нужной квалификации, виды и стоимость выполнения работ, а также обоснованность понесенных заказчиками затрат на проведение экспертиз.