Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

Повышение надежности работы канатных барабанов грузоподъемных машин

Повышение надежности работы канатных барабанов грузоподъемных машин

Л.С. Дмитриев, инженер,
ЗАО «Сибтяжмаш»

Рассмотрена физическая природа явлений, происходящих при работе нагруженного канатного барабана и приводящих к его «сползанию» - выталкиванию оси из ступиц. Рекомендованы мероприятия по устранению этих неблагоприятных процессов.

Канатные барабаны являются важным элементом грузоподъемных и тяговых механизмов. В их реальных конструкциях используются технические решения, рациональность которых требует более подробного рассмотрения и анализа.
Типовая конструкция (рис. 1) включает барабан с двумя ступицами 1 и 2, отверстия которых, опираясь на посадочные поверхности оси 3, образуют две пары «втулка-ось». Крутящий момент прикладывается непосредственно к барабану и через посадочные поверхности ступиц 1 и 2 оси не передается.
При вращении нагруженного барабана, особенно диаметром свыше 1000 мм, проявляется эффект «сползания» - выталкивания оси из ступиц барабана.
Для анализа физической природы явлений, происходящих при «сползании» нагруженного барабана, длину посадочной поверхности каждой ступицы принимаем бесконечно малой. В состоянии покоя (рис. 2) под действием рабочих нагрузок втулки каждой ступицы 1 и 2 опираются на ось в опорных точках 4t и 42, находятся которые в одной вертикальной плоскости, проходящей через геометрические центры обеих втулок и осей.
По технологическим причинам, в пределах допуска на изготовление, обе пары «втулка-ось» фактически имеют разные диаметры с гарантированными и реально всегда разными зазорами. В связи с тем, что D больше d, и D2 больше d2 на величину разных зазоров Ai и Аг, в ступицах 1 и 2 образуются две пары внутреннего фрикционного зацепления, каждая из которых характеризуется своим передаточным отношением Dj/d, и D2/d2, которые не равны.
Обе фрикционные пары замкнуты, как по втулкам через барабан, так и по общей для них оси, являющейся одной деталью. Поэтому при вращении барабана, из-за разности передаточных отношений соединенных параллельно двух фрикционных передач, происходит угловое проскальзывание втулки по оси в одной из опорных точек 4j или 42 с меньшим моментом трения. Тангенциальные противоположно направленные силы трения в этих точках при вращении барабана смещают их, как показано на рис. 3. В результате геометрические центры втулок 0 и 02 и центры соответствующих сечений оси 0, которые в состоянии покоя находились в одной вертикальной плоскости на параллельных прямых (см. рис. 2), находятся теперь в пересекающихся плоскостях на скрещивающихся прямых. Барабан в каждой из пар «втулка-ось» по винтовой линии перекатывается по оси.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть