Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

"Порядок обеспечения промышленной безопасности"

Ежов Юрий Геннадьевич, начальник отдела конструкторских разработок ООО СКБ «Высота»

Порядок обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации мостовых кранов-штабелеров

В статье собраны основные правила и требования по безопасности эксплуатации мостовых кранов-штабелеров, сведения об их конструкции, принципах работы и техническом надзоре в данной сфере.

Улучшение качества жизни, увеличение спроса и предложения повышают скорость движения товаров. Возрастает количество продукции на производственных, торговых и транзитно-перевалочных складах. Растущий спрос на хранение и значительные расстояния от производителей до потребителей, требуют более вместительных складских площадей. Ближе к покупателям. Начиная с 2008 года, только розничная торговля в российских регионах в три раза увеличила свои складские площади.

Склады укрупняются, расширяются порты, железнодорожные терминалы. Рядом с мегаполисами в удобных транспортных развязках создаются огромные распределительные центры. К примеру, склады класса “А+” позволяют складировать продукцию до семи ярусов на высоту свыше 13 метров. Главная задача таких складов — использовать пространство с большей отдачей, как по площади и высоте, так и по скорости перемещения грузов. Размеры складского оборудования, заводские упаковки унифицируются, товары складируются штабелями друг на друга, либо на промышленных поддонах устанавливаются в ячейки специализированных стеллажей. Проходы уменьшаются, количество этажей растёт.

Для перемещения и складирования грузов в таких условиях требуются специальные подъёмные механизмы. В работе используются и напольные гидравлические тележки, и мостовые краны-штабелеры для поднятия тяжёлых грузов до самых верхних ярусов.

Подъёмным сооружениям — повышенное внимание
Мостовые краны-штабелеры имеют крупные габариты и большую массу. Такие механизмы предъявляют повышенные требования к массивности и прочности опорных конструкций и несколько уступают в маневренности малогабаритным напольным штабелёрам. Зато значительно превосходят по объему обрабатываемых грузов и эффективности энергозатрат.

Эффективность применения мостовых кранов-штабелеров объясняется несколькими факторами:

  • большая грузоподъёмность до 12 тонн;
  • способность одной крановой установки обслуживать значительные площади складов с размещением стеллажей в несколько рядов;
  • захват грузов с пола или с транспортных средств без вспомогательных механизмов;
  • максимальная высота подъёма груза варьируется от 7 до 16 метров;
  • сменные грузозахватные устройства: вилочные захваты для стандартных поддонов, захваты для труб, рулонов, бочек или насыпных веществ.

Однако подходящие возможности грузоподъёмной машины по перемещению тяжестей сопровождаются повышенными требованиями к эксплуатации и контролем со стороны представителей контролирующих инстанций.

Обратим внимание на пункт 3 приложения 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.

Из закона следует, что использование в складских комплексах стационарно установленного грузоподъемного механизма, является основанием для признания зоны его действия — опасным производственным объектом. Включая не только сам механизм, но и все составные элементы системы подъёмного сооружения: рельсовые крановые пути, опорные строительные конструкции, места для совершения манёвров вертикальной колонной и оснасткой, приспособления, необходимые для безопасного функционирования, и электрооборудование.

Используя в работе удобный подъёмный кран, владелец обязан выделять отдельные статьи в расходах на обеспечение безопасности эксплуатации механизмов.

Выгодней обеспечить!
Каков порядок обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации мостовых кранов-штабелеров?

Из-за нарушений техники безопасности и возможных дефектов, допущенных при изготовлении, подъемные сооружения являются источником повышенной опасности для обслуживающего персонала и людей, находящихся зоне работающих механизмов. За основу безопасной эксплуатации подъемных сооружений принимаем неукоснительное соблюдение требований промышленной безопасности и правил охраны труда. Среди этих требований:

  • выполнение инструкций по эксплуатации подъемного сооружения;
  • выполнение требований завода — изготовителя по монтажу подъемных сооружений;
  • производственный контроль;
  • технический надзор и контроль в процессе эксплуатации;
  • проверка знаний у административно-технического, ремонтного и оперативно-ремонтного персонала;
  • проверка стальных канатов, цепей и грузозахватных приспособлений;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности подъемного сооружения.

Выполнение инструкций по эксплуатации
Мы уже упоминали об увеличении этажности складирования, уменьшении проходов между стеллажами и увеличении скорости перемещения грузов внутри складов. Интенсивность эксплуатации площадей обязана быть тщательно согласованной с требованиями инструкций по эксплуатации подъемного сооружения. Расстояния между подъемными приспособлениями крана и стеллажами должны соответствовать требованиям регламентирующих документов.

Возможные последствия даже незначительной аварии явно обнулят любые выгоды от эксплуатации дополнительных площадей, увеличенных за счёт уменьшения пространства, предназначенного для маневрирования подъёмных механизмов и соблюдения требований техники безопасности.

Выполнение требований по монтажу подъемных сооружений
Производители кранов обязательно требуют при установке мостового крана в промышленном помещении создавать все необходимые условия на рабочей площадке. Их требования содействуют безопасной эксплуатации механизмов и чётко определяют:

  • специфику грузоподъемных работ;
  • удалённость от электрических сетей;
  • обеспечение безопасной работы для нескольких грузоподъемных механизмов;
  • обеспечение безопасного расстояния от грузоподъемных элементов крана;
  • наличие противопожарной сигнализации в помещении;
  • достаточную освещенность площадки, особенно в темное время суток;
  • стандартное требование наличия спецодежды.

Производственный контроль. Технологическая карта
Одним из важнейших инструментов производственного контроля признана технологическая карта.

В ней содержатся подробные инструкции по выполнению производственных операций персоналом. Погрузочно-разгрузочные работы представляют собой операции, которые совершаются циклично и с большой частотой. Поэтому, регулируются такие процессы индивидуально составленными технологическими картами на погрузочно-разгрузочные работы. Составляются они на основе нескольких нормативных документов: ГОСТ 12.3.009, РД 11-06-2007, ПБ 10-382-00 9.5.18. В них содержатся:

  • Описание производимых краном операций;
  • Последовательность проведения рабочих операций;
  • Меры обеспечения безопасности работы крана и персонала;
  • Нормы строповки, перемещения и укладки грузов данным устройством;
  • Перечень всех съемных приспособлений для захвата и перемещения груза;
  • Указания о привязке кранов на площадках складирования грузов;
  • План погрузочно-разгрузочной площадки, на которой осуществляются работы, с указанием всех значимых мест;
  • Схема стоянок грузоподъемного крана с обозначением опасной зоны вокруг него;
  • Перечень всех знаков и предупреждений, которые имеются в помещении или на рабочей территории;
  • Описание грузов, с которыми работает кран, содержащее так же схемы строповки и примерный вес.

Такой документ часто включается в более обширный «Проект производства работ краном».

Технический надзор и контроль в процессе эксплуатации
Этому аспекту выделено особое место, ведь любая техническая неисправность может привести к серьёзной аварии. Трещины в металлоконструкциях, поломки осей колёс или рельс, неисправности в тормозах, электрооборудовании, треск, грохот или стук в механизмах обязывают опустить груз и прекратить работу во избежание негативных последствий. Дальнейшая эксплуатация мостового крана возможна только после устранения неисправностей. Начать работу можно только после подтверждения возможности безопасной эксплуатации крана.

Проверка знаний
Важность наличия необходимых знаний у обслуживающего персонала подчеркнём несколькими причинами аварий и несчастных случаев при эксплуатации мостовых кранов-штабелеров:

1. управление краном неквалифицированными рабочими и/или без соответствующего инструктажа;
2. поражение человека, работающего в зоне действия подъёмного механизма электрическим током;
3. падение вниз или на опасные детали по причине отсутствия или неисправности ограждений площадок и вращающихся частей;
4. несоблюдение мер безопасности, указанных в наряде - допуске, при выполнении работ на крановых путях и проходных галереях;
5. подъем груза при наклонном положении канатов;
6. неправильная строповка грузов, перегруз или переполнение тары;
7. нахождение людей в полувагонах и на других транспортных средствах при их погрузке и разгрузке;
8. несоблюдение порядка и габаритов складирования грузов;
9. нахождение людей под перемещаемым грузом.

Именно поэтому в зону действия мостового крана - штабелера допускаются лишь работники, подтвердившие свою квалификацию и прошедшие соответствующий инструктаж. Для того чтобы снизить воздействие человеческого фактора и уменьшить вероятность получения травм, в конструкции мостовых кранов-штабелёров предусмотрены защитные приборы: ограничители грузоподъёмности и слабины каната, ограничители хода, как грузовой тележки, так и самого крана, ограничители подъёмных грузозахватных механизмов, которые, как правило, дублируются. Ограничители блокируют подъемный механизм и датчики сигнализируют о том, что работа невозможна. Во избежание поражения током предусмотрены системы заземления и повышенной изоляции силовых кабелей, изоляционные коврики и ограждающие конструкции. При осуществлении технического надзора и контроля в процессе эксплуатации важно убедиться в рабочем состоянии вышеуказанных защитных механизмов.

Проверка канатов, цепей и грузозахватных приспособлений
Как правило, производят данные комплектующие не производители мостовых кранов, а сторонние организации. Поэтому для обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации кранового оборудования, эта задача выделяется отдельной строкой. Наличие этого элемента обусловлено частым появлением в статистике аварийности следующих причин:

  • обрыв грузовых канатов;
  • несоблюдение марочной системы при работе на мостовых кранах;
  • неисправность канатов, грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений;

Экспертиза промышленной безопасности подъемного сооружения
Пожалуй, основной элемент нашего порядка обеспечения безопасности эксплуатации. Совокупность мероприятий этого этапа позволяют убедиться в способности предприятия, на котором расположен опасный производственный объект, вести хозяйственную деятельность в полном соответствии с требованиями промышленной безопасности. Для этого на предприятии созданы соответствующие условия и выделены человеческие и материальные ресурсы. Среди них:

  • административно-инженерный и ремонтно-оперативный персонал, обладающий необходимой квалификацией для эксплуатации подъёмных сооружений на опасном производственном объекте;
  • эксплуатационно-техническая документация на подъёмные сооружения;
  • документацию, подтверждающую организованное обучение и аттестацию персонала в рамках предприятия правилам организации работ подъёмными сооружениями производственном объекте соответствующего класса опасности;
  • подтверждение регистрации в реестре опасных производственных объектов;
  • полис страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда.

В результате экспертизы всесторонне оцениваются риски при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в складском комплексе, оценивается состояние подъёмных сооружений и готовность персонала к действиям в условиях аварийных ситуаций или инцидентов. Итогом экспертизы становится заключение о соответствии подъёмного сооружения требованиям промышленной безопасности или выносится предписание об устранении недостатков с приостановкой эксплуатации до их устранения.

Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» №116-ФЗ.
2. ФНИП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
3. Технический Регламент Таможенного Союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
4. «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОРа) от 14.11.2013 № 538.
5. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 9.5.18
6. Рынок складской недвижимости в России. Обзор. Knight Frank Research, 2015

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть