Организация службы по обслуживанию приборов и устройств безопасности
(О текущем моменте)
А.В.Шеменев, начальник лаборатории приборов безопасности СКБ "Высота"
1. Что нужно, чтобы организовать Службу? Необходим квалифицированный персонал в первую очередь с опытом работы и некий «разрешительный» документ на проведение данного вида деятельности, а именно уведомление территориального органа ростехнадзора о включении в реестр организаций, выполняющих работы по ТО и Р ТУ, применяемых на ОПО (по своей сути – лицензия). Для его получения необходимо предоставить документы для аттестации испытательной лаборатории: паспорт лаборатории, сведения о наличии контрольно-диагностического оборудования с метрологической поверкой, сведения об квалификации персонала… Испытательная лаборатория была необходима в эпоху приборов традиционного типа (аналоговых приборов). Современные же микропроцессорные приборы не требуют предварительной стендовой настройки и необходимость в испытательной лаборатории отпадает. Для этого случая необходимы только документы об квалификации персонала, сведения об обслуживаемых приборов безопасности, наличие испытательной площадки с контрольными грузами и макетами ЛЭП или договор их аренды. И требования к квалификации персонала будут уже другими. Но даже если Служба работает только с микропроцессорными приборами безопасности, она рассматривается органами Ростехнадзора как испытательная лаборатория в любом случае, и без соответствующей нормативной базы другие варианты функционирования Службы они не рассматривают.
О хитром изготовителе
2. Самый маленький раздел в паспортах приборов безопасности, это «гарантия качества», состоящий из одного-двух предложений, возлагающих ответственность за исправное состояние на обслуживающую организацию. Нет никаких условий подачи рекламаций и проведения гарантийного ремонта, если производственный брак выявился в процессе эксплуатации прибора. Следовательно, и нет потребительских прав!
Об уровне подготовки наладчиков
3. Опыт обслуживания приборов безопасности показывает, что требуются знание устройства грузоподъёмной машины, технологии производства работ грузоподъёмными кранами… А знание работы конкретного прибора приобретает уже второстепенное значение. При аттестации обслуживающего персонала (наладчиков) первостепенные дисциплины не рассматриваются – в основном изучаются приборы отдельно от грузоподъёмной машины. Современные приборы безопасности, работающие по принципу «Know how!», профессиональной подготовки (в т.ч. специальных знаний электроники) обслуживающего персонала не требуют.
О тендерах
4. Основным критерием для участия в тендере на обслуживание приборов безопасности, который проводит владелец грузоподъёмной машины, должна быть не стоимость услуг, а компетентность специалистов обслуживающей организации, потому что не определена минимальная стоимость таких услуг (как в аукционе). Естественно, что выиграет та организация, которая предложит меньшую стоимость, влияющую на качество работ, да только само качество не является основным критерием тендера!
О мнимой безопасности и здравом смысле.
5. По заключению договора на техническое обслуживание приборов безопасности владелец грузоподъёмной машины ответственность за исправное состояние приборов безопасности возлагает на обслуживающую организацию, что в принципе не верно. Ведь, прибор может выйти из строя в любой момент в интервале периодических обслуживаний и авария крана по этой причине может произойти тоже в любой момент. При этом владелец может выделять недостаточное количество средств для поддержания исправности приборов безопасности или не выделять вовсе, если ответственность лежит на другой организации. Обслуживающая организация - исполнитель, идёт на любые условия, чтобы не потерять потенциального заказчика, даже противоречащие здравому смыслу!
О направлении движения…
На сегодняшний день среднестатистический портрет Службы – это испытательная лаборатория, не использующая контрольно-диагностическое оборудование в своей работе; имеющая наладчиков с удостоверениями, но не знающими принципа работы самого грузоподъёмного крана; предпринимающая дополнительные меры по защите прибора от воздействия рабочей среды с гарантией от его изготовителя и возлагающая на себя ответственность за его исправное состояние, постоянно снижающая стоимость и качество своих услуг.
А.В.Шеменев,
апрель 2011 г.