Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Обоснование и содержание порядка продления остаточного ресурса

Рассмотрены документы и практика продления остаточного ресурса в различных отраслях экономики (военная техника, авиация, оборудование атомных станций), а также основные документы, действующие в период 1991-2018 гг. и регламентирующие продление срока безопасной эксплуатации (определение остаточного ресурса) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, а также ответственного оборудования. Показана ошибочность принятого решения о продлении срока безопасной эксплуатации путем осуществления экспертизы промышленной безопасности, которая фактически по закону является процедурой подтверждения соответствия технических устройств, зданий и сооружений требованиям промышленной безопасности.

Ключевые слова: государственное регулирование, экспертиза промышленной безопасности, диагностирование технических устройств, обследование зданий и сооружений, продление срока безопасной эксплуатации, опасные производственные объекты.

А.С. Печёркин,
д-р техн. наук, проф., первый зам. ген. директора,
ЗАО НТЦ ПБ, Москва, Россия

Введение
Для объективной оценки обоснования и действующего порядка процедуры продления остаточного ресурса опасных производственных объектов (ОПО), поднадзорных Ростехнадзору, целесообразно рассмотреть документы и практику продления остаточного ресурса в различных отраслях экономики. Также представляет интерес рассмотрение основных документов, действующих в период 1991—2018 гг. и регламентирующих продление срока безопасной эксплуатации (определение остаточного ресурса) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на ОПО.
Продление ресурса оборудования в различных отраслях экономики
Рассмотрим по материалам открытых источников аналоги в различных отраслях экономики: оборона — военная техника [1—4], авиация — гражданская авиационная техника (ГАТ) [5—8], энергетика — оборудование атомных станций [9—11].
Военная техника. Регламентирующий документ, устанавливающий требования к проведению процедуры продления ресурса, — ГОСТ РВ 15.702—94 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы, срока хранения» [12]. Регуляторы (органы, устанавливающие требования к проведению процедуры) — два федеральных органа исполнительной власти (ФОИВ) — Минобороны России и Госстандарт России.
Под продлением назначенных показателей понимают комплекс работ, проводимых организациями и предприятиями заказчика (которым выступает государство в лице Минобороны России), разработчика и изготовителя, по определению возможности эксплуатации изделий за пределами установленных в техническом задании и конструкторской документации значений назначенных показателей [12].
По достижении назначенных показателей эксплуатация (хранение) изделий прекращается и принимается одно из решений: продолжение эксплуатации изделий; направление изделий в ремонт или на переконсервацию; передача изделий для использования по иному назначению до их списания или утилизация. Продление назначенных показателей осуществляют с учетом условий эксплуатации, требований безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
Работы по продлению организует разработчик изделия или заказчик (инициатором продления ресурса может быть как разработчик, так и «владелец» изделия).
Программа работ по продлению назначенных показателей разрабатывается разработчиком изделий или предприятием — держателем подлинников конструкторских документов. Программа согласовывается с исполнителями работ, заказчиком и утверждается разработчиком изделий в целом. Если в программе предусматриваются выполнение работ и подготовка заключений организациями заказчика, программу работ утверждают разработчик изделий в целом и заказчик.
Отчетные документы по результатам выполненных работ оформляют в виде заключений, согласованных с представительствами заказчика, и утверждаются руководителями предприятий. Разработчик изделий в целом совместно с заказчиком на основании представленных заключений разрабатывает проект решения о продлении назначенных показателей с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации изделий на продлеваемый период.
Проект решения о продлении согласовывается с исполнителями работ, предусмотренных планом мероприятий, и утверждается заказчиком (т.е. государством в лице Минобороны России или его структурами).
Гражданская авиационная техника. Регламентирующие документы, устанавливающие требования к проведению процедуры продления ресурса и срока службы ГАТ, — НТЭРАТ ГА—93 «Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» [13] и Временное положение об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники [14]. Регуляторы — ФОИВ: Федеральная авиационная служба (ФАС) России, Минтранс России и Минэкономики России.
Авиапредприятиям разрешается продлевать межремонтный ресурс (срок службы) самолетов, вертолетов, авиадвигателей и комплектующих изделий ГАТ в порядке и пределах, устанавливаемых ГОУВТ1. Продление авиапредприятием назначенного ресурса и общего срока службы ГАТ без согласования с ГОУВТ и разработчиком ГАТ запрещается [13].
Доказательная документация, обосновывающая увеличение ресурсов и сроков службы изделия, должна быть подготовлена на базе расчетных и экспериментальных исследований [14].
Изменения ресурсов и сроков службы, условий их отработки, а также требования по доработкам, ремонтам и заменам элементов для поддержания летной годности изделия в процессе эксплуатации должны доводиться до эксплуатантов и организаций по техническому обслуживанию эксплуатационными бюллетенями в установленном порядке [14].
При индивидуальном продлении ресурса и срока службы изделия в качестве дополнительной доказательной документации представляется акт оценки технического состояния изделия, утвержденный либо ФАС России, либо его региональным управлением. Необходимость согласования акта с разработчиком, организацией по ремонту изделия, изготовителем или соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации определяется при оформлении программы.
Оборудование атомных станций. Регламентирующие документы: НП-017—2000 [15] и НП-001-15 [16]. Регулятором является ФОИВ — Ростехнадзор.
До достижения блоком атомной станции (АС) назначенного срока эксплуатации (службы) эксплуатирующая организация должна провести оценку безопасности, по результатам которой она готовит решение о продолжении его эксплуатации на мощности либо о выводе из эксплуатации [15].
Для продления срока эксплуатации блока АС сверх назначенного срока службы эксплуатирующая организация должна: выполнить комплексное обследование, разработать программу подготовки блока АС к продлению срока эксплуатации, выполнить подготовку блока АС к эксплуатации в период дополнительного срока и в случае необходимости — модернизацию или реконструкцию блока АС, провести необходимые испытания.
Объем приведения блока АС в соответствие с критериями и требованиями действующих нормативных документов в области использования атомной энергии обосновывает эксплуатирующая организация на основе результатов комплексного обследования фактического состояния блока АС и обоснования безопасности [15].
К работам по комплексному обследованию блока АС должны быть привлечены организации, разработавшие проект блока АС и реакторной установки (РУ). Кроме того, к указанным работам при необходимости могут быть привлечены: организации, принимающие участие в разработке проекта АС (РУ) и ее эксплуатации; конструкторские организации и предприятия-изготовители, разработавшие и изготовившие элементы блока АС; специализированные материаловедческие организации; иные специализированные организации, имеющие лицензию, выданную регулятором.
Эксплуатирующая организация может ставить вопрос о продлении срока эксплуатации блока АС сверх назначенного проектом срока его эксплуатации. Для эксплуатации блока АС в период дополнительного срока должна быть получена новая лицензия на эксплуатацию блока АС (дополнительный вид санкционирования со стороны государства в лице его ФОИВ — Ростехнадзора).
Выводы по анализу аналогов. Выявлены следующие закономерности.
Регулятор процедуры продления ресурса «ответственного» оборудования (военная техника, авиационная техника, оборудование АС) — всегда государство в лице различных ФОИВ либо подчиненных им структур.
Документом, регламентирующим продление ресурса, является нормативный правовой акт (НПА), принятый регулятором, или ГОСТ.
Инициатор начала процедуры продления ресурса, как правило, — «владелец/эксплуатант» оборудования.
В процедуре продления ресурса участвуют все заинтересованные стороны: владелец; разработчик (проектировщик/конструктор); изготовитель (как в целом, так и составных частей); научная или специализированная организация, проводящая исследования и испытания; государство в лице ФОИВ.
Решение о продлении ресурса принимается с учетом условий эксплуатации, требований безопасности для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, а также фактического состояния оборудования.
Ни в одном из трех рассмотренных примеров процедура продления ресурса «не связана» с процедурой определения соответствия (экспертизой).
Результат работы по продлению ресурса (проект решения о продлении ресурса оборудования) обязательно санкционируется государством в той или иной форме, что связано с высоким уровнем ответственности рассмотренных примеров.
История продления (оценки остаточного ресурса) срока безопасной эксплуатации объектов, поднадзорных Ростехнадзору
Отмененные документы
Период 1995—2002 гг. Регламентирующий документ РД-09-102—951 в настоящее время не действует.
В основе документа лежит концепция определения остаточного ресурса, в качестве которого принимается наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в неработоспособное или предельное состояние. В качестве базового используется подход, основанный на принципе «безопасной эксплуатации по техническому состоянию», согласно которому оценка технического состояния объекта осуществляется по параметрам технического состояния, обеспечивающим его надежную и безопасную эксплуатацию согласно нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. В качестве определяющих принимаются параметры, изменение которых (в отдельности или в некоторой совокупности) может привести объект в неработоспособное или предельное состояние.
Основные этапы определения остаточного ресурса: анализ технической документации; экспертное обследование; анализ механизмов повреждения, выявление определяющих параметров технического состояния; принятие решения о (1) дальнейшей эксплуатации сразу или после уточнения характеристик и предельных состояний материалов (на основе расчетов и экспериментальных исследований, выбора критериев и оценки остаточного ресурса) либо (2) ремонте, (3) продолжении эксплуатации со сниженными параметрами либо (4) демонтаже. Решение принимается предприятием (организацией), проводившим техническое диагностирование и оценку остаточного ресурса. Результаты всех выполненных исследований (включая расчеты) и решение должны оформляться в виде заключения, которое подписывают исполнители работы (эксперты) и утверждает руководитель организации, выполняющей работы по обследованию и оценке остаточного ресурса объекта.
Документ вышел до появления Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ [17] «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который ввел процедуру экспертизы промышленной безопасности, но в документе используется термин «экспертное обследование», которое проводят «эксперты».
Период 2002—2009 гг. Регламентирующий документ РД-03-482—021 разработан во исполнение постановления Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (далее — ППРФ-241). Документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 30 июля 2009 г. № 195.
По достижении срока эксплуатации, установленного в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается. По результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений: (1) продолжение эксплуатации на установленных параметрах; (2) продолжение эксплуатации с ограничением параметров; (3) ремонт; (4) доработка (реконструкция); (5) использование по иному назначению; (6) вывод из эксплуатации.
Расчетные сроки эксплуатации устанавливаются после соответствующих расчетных обоснований по утвержденной (согласованной) Госгортехнадзором России методике с учетом результатов анализа проектно-конструкторской документации и условий эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения. В зависимости от технического состояния продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса.
Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы: (1) установление необходимости проведения работ по продлению сроков безопасной эксплуатации; (2) подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по продлению срока эксплуатации и прилагаемых к ней документов; (3) разработку, согласование и утверждение программы работ; (4) проведение работ, предусмотренных программой; (5) анализ полученной информации и результатов; (6) выработку технического решения о возможности продления и разработку частных и итогового заключений по результатам выполненных работ; (7) подготовку, согласование и утверждение решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и при необходимости плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период; (8) принятие решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации); (9) проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений; (10) контроль за выполнением корректирующих мероприятий.
Интересно, что порядок явно не включал в качестве основных этапов работ по продлению сроков безопасной эксплуатации ни экспертизу промышленной безопасности, ни техническое диагностирование. Только указано, что работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений выполняют экспертные организации, причем при наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, персонал) некоторые работы по контролю технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений по согласованию с экспертной организацией могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.
Выполнение необходимых работ по неразрушающему контролю должны обеспечивать лаборатории неразрушающего контроля, а выполнение металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава, испытания на прочность и другие виды испытаний — испытательные и аналитические лаборатории
(порядок явно не указывал, что эти лаборатории должны быть в составе экспертной организации).
В то же время указано, что работы по контролю технического состояния (обследование) технических устройств, оборудования и сооружений осуществляются с участием экспертов (специалисты, обследователи), аттестованных в установленном порядке, для которых работа в экспертной организации является основной, а работы по определению остаточного ресурса технических устройств, оборудования и сооружений проводятся экспертами экспертной организации, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации.
Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России.
В порядке указано, что решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).
Таким образом, в процедуре продления ресурса задействованы: организация, эксплуатирующая ОПО, экспертная организация, лаборатории и Госгортехнадзор России, который утверждал заключение экспертизы и лицензировал экспертные организации.
Период 2009—2014 гг. Регламентирующий документ Минприроды России — Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах. Утвержден приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195, зарегистрированным Минюстом России 28 сентября 2009 г. № 14894. Документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 8 апреля 2014 г. № 173.
Это уникальный документ. Новый порядок практически повторил старый, но впервые в качестве одного из восьми основных этапов включил составление и оформление заключения экспертизы промышленной безопасности, а техническое диагностирование включил в подэтап «Проведение работ по программе» одним из девяти пунктов, и заканчивается оно определением срока безопасной эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния) или как это называется в настоящее время по документу [18] — «срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы», указываемого в выводах заключения экспертизы промышленной безопасности.
Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации.
Интересно отметить, что в период действия документов, регламентирующих порядок продления срока безопасной эксплуатации, Госгортехнадзор России и позднее Ростехнадзор принимали активное участие в этой процедуре — утверждали заключение экспертизы промышленной безопасности, которое содержало сведения о назначенном ресурсе. С 1 января 2014 г. активная процедура утверждения заключения законодательно заменена на пассивную регистрацию. При этом видно, что основной инициатор и участник — организация, эксплуатирующая ОПО, фактически самоустранился от фиксации принятия им решения о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, за ним закреплена единственная функция — лица, направляющего заключение экспертизы промышленной безопасности на регистрацию.
Действующие документы.
Период 1996—2018 гг. Действующими регламентирующими документами в этот период являются [18—30] (13 документов). Все эти документы входят в П-01-01—2017. Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»), утвержденный приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. № 254 [31]. Из 13 документов 1 утвержден Ростехнадзором [18], 4 — Госгортехнадзором России [19—21, 28], 8 — Минэнерго России [22-27, 29, 30], причем только 3 документа зарегистрированы Минюстом России [18, 20, 28], т.е. имеют статус НПА.
Самый ранний из них [21] принят в 1996 г. (до выхода [17]), [19] - в 2001 г., 10 - в 2003 г. [20, 22-30] в развитие регламентирующего документа Госгортехнадзора России, утратившего силу в 2009 г., а [18] — основной — в 2013 г.
Обратим внимание, что в [17] для технических устройств используется термин «срок службы» и ничего не говорится о возможности продления этого срока службы.
Отметим, что ППРФ-241 использует формулировку «продление срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на ОПО (определение остаточного ресурса)».
В [18] используют различные формулировки: «установленный срок дальнейшей безопасной эксплуатации», «определение остаточного ресурса (срока службы)», «оценка остаточного ресурса (срока службы)». Термин «продление ресурса» в [18] не упоминается.
Входящие в [31] действующие регламентирующие документы в области продления ресурса используют формулировки: «определение остаточного срока службы», «продление срока службы», «продление срока дальнейшей безопасной эксплуатации», «продление срока эксплуатации».
В основном общем документе [18] указано, что при проведении экспертизы оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на ОПО. Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование. Техническое диагностирование технических устройств выполняют для оценки фактического состояния технических устройств. С 2016 г. в [18] по-новому раскрыт состав мероприятий по техническому диагностированию технических устройств, в качестве последнего мероприятия указана оценка остаточного ресурса (срока службы). Также раскрыт состав мероприятий по обследованию зданий и сооружений, среди которых последним является оценка остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений ОПО в заключении экспертизы должны приводиться расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ. Кроме того, в случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, допускается их привлекать, но ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.
В то же время [17] трактует экспертизу промышленной безопасности как определение соответствия объектов экспертизы предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности, которые в свою очередь содержатся в федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними НПА Президента РФ и Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах (ФНП). В [17] вообще ничего не говорится о техническом диагностировании, и право проводить обследования сооружений, технических устройств и оборудования предоставлено этим законом только должностным лицам ФОИВ в области промышленной безопасности. Кроме того, [17] вменяет организации, эксплуатирующей ОПО, обязанность проводить (не организовывать, а проводить!) диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию ФОИВ в области промышленной безопасности. В [17] установлены только случаи проведения экспертизы технических устройств, а также в состав объектов экспертизы включены здания и сооружения, эксплуатируемые на ОПО.
Определение остаточного ресурса, в соответствии с остальными частными (объектовыми) регламентирующими документами, осуществляется в составе технического диагностирования, которое включает обследование (с привлечением различных лабораторий, в том числе неразрушающего контроля) и расчетную оценку остаточного ресурса.
Выводы по анализу истории регулирования продления срока эксплуатации
Выявлены следующие закономерности.
В документах (отмененных и действующих) отсутствует единая, четко прослеживаемая терминология в области продления (оценки) ресурса.
В настоящий момент у Ростехнадзора отсутствует НПА, явно регламентирующий общий порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на ОПО (определение остаточного ресурса), несмотря на наличие полномочий, установленных Правительством РФ в ППРФ-241.
Двенадцатью регламентирующими документами, входящими в перечень Ростехнадзора, по- разному устанавливаются требования к лицам, проводящим работы и документам, которыми оформляется оценка (продление) ресурса. В шести документах, регламентирующих оценку остаточного ресурса, экспертиза промышленной безопасности вообще не упоминается.
Правила [18] неправомерно расширительно трактуют положения ст. 7 [17] в части экспертизы технических устройств, устанавливая, что оценка фактического состояния технического устройства должна проводиться с помощью технического диагностирования, которое осуществляется не для целей определения соответствия технического устройства требованиям промышленной безопасности, а для целей оценки остаточного ресурса; а также ст. 13 в части экспертизы зданий и сооружений, устанавливая, что оценка фактического состояния здания и сооружения с помощью обследования осуществляется не для целей определения соответствия здания и сооружения требованиям промышленной безопасности, а для целей оценки остаточной несущей способности.
Разные экспертизы — причина сегодняшней путаницы
С 1993 г., в соответствии с Положением о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 3 июля 1993 г. № 20 (далее — Положение 93), задолго до выхода [17] Госгортехнадзор России выдавал лицензии на экспертизу безопасности промышленных производств (объектов), оборудования и работ. Причем эти лицензии, согласно Положению 93, разделялись на следующие пять видов работ.
1. Проведение экспертизы (выдача заключений) по организационной и технической готовности предприятия к осуществлению лицензируемого вида деятельности.
2. Проведение экспертизы (выдача заключений) по программам, методикам контроля и испытаний, оборудования производств повышенной опасности.
3. Проведение экспертизы (выдача заключений) по техническим решениям, связанным с обеспечением безопасности промышленных производств (работ), предусматриваемым проектно-конструкторской документацией.
4. Проведение технического диагностирования (освидетельствования) оборудования.
5. Проведение контроля оборудования и материалов неразрушающими методами контроля.
То есть тогда (до выхода [17]) была совсем другая экспертиза — «старая», которая формально не была процедурой определения соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности, какой сейчас является «новая экспертиза» — экспертиза промышленной безопасности. Этой «старой экспертизой» занимались так называемые специализированные организации, проводящие техническое диагностирование и неразрушающий контроль, — так, в пп. 4 и 5 вообще нет слова «экспертиза».
После выхода [17] Госгортехнадзор России начал создавать систему экспертизы, базируясь на положении о том, что экспертиза промышленной безопасности — это процедура оценки соответствия. Недаром система экспертизы уже во времена Ростехнадзора переродилась и стала называться «Единая система оценки соответствия» [32—34].
Вопросы продления ресурса (срока безопасной эксплуатации) с использованием технического диагностирования и неразрушающего контроля не могли быть решены в рамках экспертизы промышленной безопасности, это другое направление другая самостоятельная процедура. Именно поэтому в 2001 г. Госгортехнадзор России инициировал выход постановления ППРФ-241, которое посвящено организации работы по развитию и внедрению системы контроля, позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль) для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на ОПО на территории РФ. Указанным постановлением Ростехнадзору (с 2011 г.) дано право устанавливать порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на ОПО (определение остаточного ресурса).
Неразрушающий контроль — это всего лишь средство, позволяющее осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений. Причем результаты технического диагностирования лежат в основе принятия решения о продлении срока безопасной эксплуатации.
Заключение
Целесообразно выполнить следующее.
Включить в ст. 6 «Деятельность в области промышленной безопасности» федерального закона [17] такие виды деятельности, как техническое диагностирование технических устройств и обследование зданий и сооружений. Это позволит устанавливать требования к техническому диагностированию и обследованию, в том числе работникам, осуществляющим эти виды деятельности, в ФНП в области промышленной безопасности.
Исключить из Правил проведения экспертизы промышленной безопасности оценку остаточного ресурса (срока службы) для технических устройств и оценку остаточной несущей способности для зданий и сооружений, которую следует изложить в отдельных ФНП с названием «Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса)». Порядок продления ресурса должен быть самостоятельной процедурой, абстрагированной от экспертизы промышленной безопасности. Указанный порядок должен содержать требования к организациям и персоналу, которые принимают решение о продлении, проводят техническое диагностирование технических устройств и обследование зданий и сооружений, включая проведение специальных расчетов и определение остаточного ресурса.
Предусмотреть в данном порядке элементы риск-ориентированного подхода (например, на базе классификации ОПО) и для проведения работ в 2001 г. Госгортехнадзор России инициировал выход постановления ППРФ-241, которое посвящено организации работы по развитию и внедрению системы контроля, позволяющей осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование без нарушения пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации проверяемых технических устройств, оборудования и сооружений (неразрушающий контроль) для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на ОПО на территории РФ. Указанным постановлением Ростехнадзору (с 2011 г.) дано право устанавливать порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на ОПО (определение остаточного ресурса).
Неразрушающий контроль — это всего лишь средство, позволяющее осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений. Причем результаты технического диагностирования лежат в основе принятия решения о продлении срока безопасной эксплуатации.
Заключение
Целесообразно выполнить следующее.
Включить в ст. 6 «Деятельность в области промышленной безопасности» федерального закона [17] такие виды деятельности, как техническое диагностирование технических устройств и обследование зданий и сооружений. Это позволит устанавливать требования к техническому диагностированию и обследованию, в том числе работникам, осуществляющим эти виды деятельности, в ФНП в области промышленной безопасности.
Исключить из Правил проведения экспертизы промышленной безопасности оценку остаточного ресурса (срока службы) для технических устройств и оценку остаточной несущей способности для зданий и сооружений, которую следует изложить в отдельных ФНП с названием «Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса)». Порядок продления ресурса должен быть самостоятельной процедурой, абстрагированной от экспертизы промышленной безопасности. Указанный порядок должен содержать требования к организациям и персоналу, которые принимают решение о продлении, проводят техническое диагностирование технических устройств и обследование зданий и сооружений, включая проведение специальных расчетов и определение остаточного ресурса.
Предусмотреть в данном порядке элементы риск-ориентированного подхода (например, на базе классификации ОПО) и для проведения работ
по продлению ресурса ответственного оборудования для ОПО I и II классов опасности регламентировать особые условия (например, обязательность привлечения научных и специализированных организаций, проектировщиков и изготовителей оборудования), при этом решение о продлении ресурса для таких объектов должен утверждать руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, при участии представителя Ростехнадзора.

Источник: журнал «Безопасность труда в промышленности».
Печёркин А.С. Обоснование и содержание порядка продления остаточного ресурса// Безопасность труда в промышленности. — 2018. —№ 8. — С. 24–33

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть