Обеспечение безопасности работ при перемещении тяжеловесных грузов двумя спаренными кранами
Николай Петрович ГАРАНИН, докт. техн. наук, профессор
Александр Валерьевич РАСКАТОВ, аспирант
Московская государственная академия водного транспорта
Андрей Михайлович ТЕРЕХОВ, канд. техн. наук, главный инженер
ОАО «Южный речной порт», Москва
Рассмотрены условия автоматического сохранения горизонтального положения груза при его подъеме двумя спаренными кранами, позволяющие избежать неравномерности распределения нагрузок на краны от силы тяжести груза, предотвратить их перегрузку и возможную аварию.
Ключевые слова: спаренная работа кранов, подъем тяжеловесных грузов; выравнивание нагрузок, сохранение горизонтальности груза, сохранение вертикальности грузовых канатов.
Необходимость спаренной работы двух кранов на причале, открытой местности, строительной площадке, слипе, в цехе возникает в ряде случаев при перегрузке штучного груза большей по отношению к грузоподъемности каждого крана массы. При этом приоритетное значение приобретает не производительность, а безопасность выполнения работ и самих работников, а также сохранность груза. Поэтому необходимо заранее до производства работ уточнить базовые факторы обеспечения этих условий.
Во-первых, краны для спаренной работы должны иметь суммарную грузоподъемность, превышающую массу поднимаемого груза вместе с траверсой для его удержания. Грузоподъемность каждого из двух кранов на рабочих вылетах должна быть больше усилий, создаваемых грузом. Наконец, опорные нагрузки от каждого крана и груза должны обеспечивать допускаемые значения коэффициентов грузовой и собственной устойчивости, а также давлений на фундаменты, принятые для береговых кранов.
Также необходимо выполнить следующие подготовительные работы:
- определить места установки каждого крана относительно мест захвата и укладки груза, позволяющие безопасное взаимодействие кранов между собой;
- выбрать места крепления грузозахватного устройства (крюка, петли и др.) из условия обеспечения прочности, надежности захвата и постоянного вертикального положения грузовых канатов при подъеме груза;
- уточнить примерную высоту подъема и опускания груза, а также величину горизонтального перемещения кранов вдоль грузового фронта;
- добиться совпадения фактических скоростей подъема груза у обоих кранов для сохранения горизонтальности груза и вертикальности грузовых канатов при подъеме.
На основе паспортных и расчетных данных обоих кранов целесообразно до начала работ построить график цикла переноса груза, выполнить тренировочные рабочие циклы с холостой траверсой и отработать с крановщиками выполнение ими согласованных действий. Необходимо назначить руководителя подготовительных и фактических перегрузочных работ, а также оснастить его и крановщиков мобильной связью для оперативного взаимодействия. В ходе тренировочных циклов следует отработать правильность восприятия и выполнения сигналов мобильной связи между руководителем работ и крановщиками [1-3].
Рассмотрим процесс подъема груза подробнее и определим условия, необходимые для выравнивания скоростей подъема обоих кранов.