В Москве 14 июня 2018 г. прошло заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) по промышленной безопасности (ПБ). Повестка дня включала обсуждение актуальных вопросов экспертизы ПБ и аттестации экспертов, продления остаточного ресурса оборудования и др.
Начальник Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев выступил с докладом «О целях, задачах и порядке проведения внеплановых проверок экспертных организаций, имеющих лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности. О результатах по внеплановым выездным проверкам». В 2018 г. Ростехнадзор выполняет внеплановые проверки всех экспертных организаций (ЭО), имеющих лицензию на проведение экспертизы ПБ, на соответствие требованиям, которые сформулированы в постановлении Правительства РФ от 4 июля 2012 г. № 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности». Данные по выявленным нарушениям пока не приводятся (статистика будет собрана по окончании первого полугодия), однако показателен тот факт, что с начала 2018 г. многие ЭО воспользовались правом отказаться от имеющихся лицензий, подав заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (438 таких обращений удовлетворены, еще около 30 находятся на рассмотрении). Кроме того, из реестра ЭО удалены «мертвые души» — ликвидированные или переставшие оказывать услуги в области экспертизы ПБ юридические лица (341 организация). Если на 22 февраля 2018 г. действовали 4180 лицензий на экспертизу ПБ, то к 13 июня 2018 г. их осталось 3423. По итогам выступления собравшиеся обсудили возможность размещения информации о лишенных лицензии ЭО на сайте Ростехнадзора, вероятность проявления коррупционной составляющей и (или) признаков мошенничества со стороны компаний, предлагающих содействие в лицензировании на право проведения экспертизы ПБ либо выставляющих на продажу готовые ЭО с полным пакетом необходимых разрешительных документов, и другие вопросы.
Председатель Общероссийского профессионального союза экспертов в области промышленной безопасности д-р экон. наук П.С. Каныгин сделал доклад «О методике определения минимальной цены на услуги проведения экспертизы промышленной безопасности». Одна из основных трудностей при оформлении договора на проведение экспертизы ПБ — определение стоимости услуги: в настоящее время единого алгоритма ее вычисления не существует. Предложение в данной отрасли значительно превышает спрос, что открывает возможности для демпинга и, как следствие, приводит к снижению качества выполнения экспертизы и ухудшению состояния ПБ. Создание методической основы для расчета цены на проведение экспертизы ПБ различных опасных производственных объектов (ОПО) с учетом реально необходимых затрат ЭО (прямые и накладные расходы, норма прибыли, налог на добавленную стоимость) при качественном оказании услуги должно упорядочить рынок и отсечь недобросовестные ЭО. С учетом многообразия зданий, сооружений и технических устройств (ТУ) на ОПО используемые в рамках предлагаемой методики формулы содержат повышающие коэффициенты, учитывающие трудозатраты экспертов (в зависимости от их категории), класс опасности ОПО, срочность выполнения работ и т.д. Один из коэффициентов связан с необходимостью применения сложных дорогостоящих компьютерных программ, таких как программный комплекс TOXI+Risk, предлагаемый ЗАО НТЦ ПБ, при расчетах в процессе экспертизы декларации ПБ. В рамках обсуждения полученной информации от участников заседания поступил ряд предложений, в том числе о будущем (после утверждения методики) размещении калькулятора стоимости экспертизы ПБ на сайтах Общероссийского профессионального союза экспертов в области промышленной безопасности и Комитета ТПП РФ по ПБ для удобства заказчиков и подрядчиков. Также отмечена необходимость внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах".
Председатель подкомитета ТПП РФ по подготовке специалистов в области ПБ В.В. Котельников поднял проблемные вопросы и способы повышения качества обучения и аттестации экспертов в области ПБ. Среди организационных причин возникновения аварий на ОПО он выделил недостаточные уровни производственно-технологической дисциплины и организации производственных процессов, низкую квалификацию персонала, в том числе наличие на ответственных должностях работников, не имеющих соответствующей профессиональной подготовки, недооценку риска на конкретном рабочем месте. Докладчик напомнил, что в соответствии с пп. 18 и 19 приказа Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее — Приказ Ростехнадзора № 37) аттестацию специалистов по вопросам ПБ в организации проводят по графику, утверждаемому ее руководителем и направляемому в территориальные органы Ростехнадзора в порядке информирования, включение представителя Ростехнадзора в состав аттестационной комиссии на предприятии также необязательно (если иное не предусмотрено соответствующим нормативно-правовым актом). Из-за рекомендательного характера указанных положений и халатного отношения со стороны руководства промышленных объектов возникает ряд проблем: отсутствует общий реестр аттестованных специалистов с указанием областей и сроков аттестации, нет единого регламентированного подхода к аттестации в организациях и контроля за ней со стороны органов Ростехнадзора, зафиксированы случаи недобросовестного проведения аттестации, фальсификации документов. По мнению докладчика, выходом из положения может стать внедрение единой аттестационной программной платформы, подконтрольной Ростехнадзору, со стандартизированным подходом к оценке уровня квалификации в аттестационных комиссиях на всех предприятиях и ведением общего реестра аттестованных лиц по организациям с возможностью использования накопленной информации при проверочных мероприятиях. В процессе обсуждения доклада Д.А. Яковлев сообщил, что ориентировочно к началу 2019 г. приказ Ростехнадзора № 37 будет отменен. Ему на смену придет Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики», проект которого (№ 1117053-6) рассматривает Государственная Дума РФ. Согласно этому документу порядок аттестации руководителей и специалистов устанавливается постановлением Правительства РФ.
Огромный интерес участников заседания вызвал доклад члена Комитета ТПП РФ по ПБ, первого заместителя генерального директора ЗАО НТЦ ПБ д-ра техн. наук, проф. А.С. Печёркина «Обоснование и содержание порядка продления остаточного ресурса». Докладчик сделал обзор документов, регламентирующих продление ресурса, как отмененных, так и входящих в действующий Перечень нормативно-правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01— 2017 (утв. приказом Ростехнадзора от 10 июля 2017 г. № 254) (далее — Перечень П-01-01—2017). Из 13 входящих в него документов, регламентирующих вопросы продления сроков безопасной эксплуатации, только три зарегистрированы в Минюсте России, т.е. имеют статус нормативно-правовых актов. По двум документам техническое диагностирование (ТД) проводят специализированные организации, по шести другим — ЭО, в одном случае — организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на проведение ТД (освидетельствования) оборудования или проведение контроля оборудования или материалов неразрушающими методами контроля, а в четырех случаях требования к проводящему оценку ресурса лицу отсутствуют. При этом в четырех документах из Перечня П-01-01—2017, относящихся к продлению ресурса, экспертиза ПБ вообще не упоминается. Искусственное включение продления ресурса в процедуру экспертизы ПБ привело к тому, что фактически вместо экспертизы ПБ ТУ, зданий и сооружений (ЗиС) проводят ТД (освидетельствование) и контроль оборудования и материалов неразрушающими методами в целях определения остаточного ресурса (продления срока безопасной эксплуатации), а это противоречит определению экспертизы ПБ в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ). В результате анализа документов, регламентирующих продление ресурса, сделаны выводы об отсутствии единой терминологии в данной области, кроме того, у Ростехнадзора в настоящее время нет нормативно-правового акта, устанавливающего общий порядок определения остаточного ресурса и продления срока безопасной эксплуатации ТУ, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на ОПО. Отмечено, что Федеральные нормы и правила в области ПБ (ФНП) «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (далее — Правила проведения экспертизы ПБ) неправомерно широко трактуют положения ст. 7 (в части ТУ) и ст. 13 (в части ЗиС) Федерального закона № 116-ФЗ. Представлены возможные пути решения возникших проблем, выдвинут ряд предложений, в частности, по внесению дополнений в ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ; изменению Правил проведения экспертизы ПБ; разработке новых ФНП «Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса)», в которых предусмотрены элементы риск-ориентированного подхода; приведению существующей нормативной базы Ростехнадзора в соответствие с перечисленными решениями. Обсуждая доклад, участники заседания поблагодарили выступавшего за подробный и обстоятельный анализ, внесли уточнения и высказали соображения по различным вопросам, прямо или косвенно касающимся определения и продления остаточного ресурса.
Заместитель генерального директора, директор департамента информационной политики ООО «Интерюнис» В.Ф. Леонов представил доклад «Система электронного документооборота для отрасли экспертизы промышленной безопасности». В ходе анализа открытых источников в области экспертизы ПБ, в том числе результатов 760 тыс. заключений за 2016-2017 гг., внесенных в Реестр заключений экспертизы ПБ Ростехнадзора, выявлены случаи несоответствия и неактуальности сведений об ЭО, отсутствия единого стандарта публикации данных у территориальных управлений Ростехнадзора, недоступности актуальной информации на сайтах надзорного органа. Также обнаружен ряд нарушений, связанных с искусственным занижением стоимости услуг и проведением экспертизы ПБ между аффилированными лицами, окончанием срока действия лицензии и т.д. Модульная система электронного документооборота (СЭД), представленная докладчиком, позволит избежать указанных проблем, автоматизировать ряд рутинных процессов, минимизировав процент ошибок и исключив воздействие человеческого фактора в целом, оптимизировать штат сотрудников и сократить расходы на оплату их труда. Внедрение СЭД даст возможность провести полную инвентаризацию отрасли с ее дальнейшим мониторингом в режиме реального времени. В результате Ростехнадзор повысит уровень контроля за экспертным сообществом и эксплуатирующими организациями, кроме того, в любой момент сможет оперативно получить актуальную аналитическую информацию по всем вопросам, связанным с данной сферой деятельности надзорного органа. Для эксплуатирующих организаций упрощается процедура торгов на проведение экспертизы ПБ, повышается ее качество и, как следствие, снижается риск аварий. Преимущества СЭД для ЭО и экспертов: прозрачность трудовых отношений между ними, отсутствие недобросовестной конкуренции и т.д.
При обсуждении доклада поднимались проблемы узаконивания СЭД, сопутствующие технические вопросы, в том числе по учреждению центра аккредитации цифровой подписи эксперта и ЭО, разработке и введению стандартов прикладного программирования для обеспечения совместимости СЭД с различными системами управления предприятием. Внесено предложение о создании рабочей группы по подготовке рекомендаций, разъяснений, нормативно-правовых актов и прочих документов для внедрения СЭД в области экспертизы ПБ.
В завершение мероприятия члены Комитета ТПП РФ по ПБ кратко обсудили Положение о рейтинговании экспертных организаций, осуществляющих деятельность в области экспертизы промышленной безопасности, и систему начисления баллов в соответствии с критериями оценки ЭО.
Подводя итоги заседания, П.С. Каныгин поблагодарил его участников за плодотворную работу и предложил до 1 августа 2018 г. представить замечания и дополнения к проекту итогового решения по результатам мероприятия.
А.Я. Рубин (ЗАО НТЦ ПБ)