О возможностях расширения температурного диапазона эксплуатации кранов
Таймырский полуостров, на котором расположен порт "Дудинка" и Норильский металлургический комбинат, относится к наиболее суровой климатической зоне России. Средняя продолжительность периода с отрицательными температурами составляет 286 дней, из них с температурой ниже минус 40°С - 42 дня (это количество дней было зарегистрировано в 1974 году). В 1979 году количество дней с температурой ниже минус 45°С составило 16 дней.
В зимний период число отказов неспециализированного оборудования возрастает в 1,5-2 раза, ремонтный персонал работает в тяжелейших условиях, при температурах ниже минус 30 - 40°С резко снижается производительность труда.
Грузоподъемные краны, включая технологические, не приспособленные к низким температурам, в прежние годы простаивали от 40 до 60 дней (температура ниже минус 40°С).
Необходимо отметить, что, по действующему на Норильском металлургическом комбинате положению, при температурах воздуха ниже минус 30 - 40 С рабочие нагрузки на краны (машины) снижают вдвое. При повышении температуры до минус 30 - 35°С с переходом работы техники на номинальный режим эксплуатации нагрузки резко возрастают. В этом случае, накопленные ранее повреждения (микротрещины) с повышением внешней нагрузки начинают быстро распространяться, что в результате приводит к росту трещин и последующему разрушению металлических конструкций.
Вопросы, связанные с поведением металлоконструкций в периоды времени, когда имеют место резкие перепады температуры, всегда заслуживают специального внимания, а правильность выбора сталей для сварных металлоконструкций и конструктивное их исполнение для грузоподъемных машин, работающих в выше указанных условиях, является одним из направлений совершенствования конструкций грузоподъемных кранов.
Среди причин отказов и аварий кранов особое место занимает хрупкое разрушение. Важным обстоятельством такого разрушения является его внезапность, причем часто оно происходит при нагрузках значительно меньших номинальных. Кроме того, для хрупкого разрушения характерно отсутствие предупредительных признаков, таких как развитие пластических деформаций (например, появление остаточного прогиба) и др.
Неблагоприятные условия, способствующие хрупкому разрушению стали в конструкции, складываются из следующих факторов:
• внешние факторы - пониженная температура, увеличение скорости деформирования;
• металлургические факторы - химический состав металла, его структура, метод выплавки, загрязненность металла неметаллическими включениями;
• конструктивно-технологические факторы - масштабный эффект, концентраторы напряжения, объемность напряженного состояния, остаточные напряжения, вызванные технологией изготовления.