Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

О величине зазора

О ВЕЛИЧИНЕ ЗАЗОРА МЕЖДУ ГОЛОВКОЙ РЕЛЬСА И РЕБОРДАМИ ХОДОВОГО КОЛЕСА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА

Бухарев В. Н.*, эксперт высшей квалификации в области подъемных сооружений, г. Набережные Челны

Числовая величина зазора между головкой рельса и ребордами ходового колеса грузоподъемного крана на рельсовом ходовом устройстве напрямую связана с допустимыми при эксплуатации крана отклонениями (сужение, расширение) колеи рельсовых нитей кранового пути.

Примечание. Под зазором следует понимать расстояние, измеренное между боковой поверхностью головки рельса и каждой из реборд, при условии нахождения центра поверхности (дорожки) катания ходового колеса на вертикальной оси рельса.
Действовавшие на территории бывшего СССР Правила и устройства эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные 31.12.1969 г., устанавливали допуски на укладку рельсов крановых путей и максимальные допустимые отклонения при эксплуатации. В частности, отклонения в расстоянии между осями рельсов крановых путей мостовых кранов не должны были превышать 10 мм при укладке и 15 мм при эксплуатации.

Установленные «советскими» Правилами нормы, в несколько другом изложении (не меняющим суть), приведены в Приложении 3 к НПАОП 0.00-1.80-18 «Правила охраны труда при эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемных устройств и соответствующего оборудования».

В частности, требованиями НПАОП 0.001.80-18 установлено, что величина предельного сужения или расширения колеи рельсового пути мостового крана не должна превышать 15 мм (как при укладке, так и при эксплуатации). Более жесткие «советские» нормы на отклонения крановой колеи (12 мм для козловых и 10 мм для портальных кранов) были заменены на те же 15 мм.

Размеры ширины поверхности катания крановых колес, указанные в ГОСТ 2864890, определены с учетом максимально допускаемых отклонений колеи рельсовых крановых путей, приведенных в «советских» Правилах, при этом пунктом 1.4. указанного выше ГОСТа допускалось увеличение ширины рабочей поверхности колес.

Допуски для ходовых колес большинства зарубежных грузоподъемных кранов и их рельсовых путей регламентируются стандартом ISO 12488-1:2012 «Краны. Допуски для колес и рельсовых путей рабочего хода крана и передвижения тележки». Приведенные в данном стандарте допускаемые отклонения крановой рельсовой колеи дифференцированы в зависимости от класса допуска, характеризующегося планируемой интенсивностью использования механизма передвижения крана («пробегом» за срок службы) и величины пролета (колеи). Классов допуска четыре, жесткость соответствующих им допусков убывает от 1 класса, 4 класс - для временных крановых путей. Стандартом установлены конструктивные и эксплуатационные допуски.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ДОПУСКИ

При пролете до 16 м включительно допуски составляют для классов:

1. ±3 мм, 3. ± 8 мм,

2. ± 5 мм, 4. ± 12,5 мм.

При пролете более 16 м допуски составляют для классов:

1. ± 10 мм, 3. ± 20 мм,

2. ± 15 мм, 4. ± 25 мм.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДОПУСКИ

При пролете до 16 м включительно допуски составляют ± 10, 16, 25, 40 мм для соответствующих классов, а при пролете более 16 м к каждому допуску, установленному для пролетов до 16 м включительно прибавляется 25% разницы фактической величины пролета (м) и 16 м (обозначается в мм).
Допуски на отклонения величины колеи рельсового кранового пути и допуски на отклонения размера пролета крана в данном стандарте взаимосвязаны.

Требования данного стандарта применимы к вновь возводимым (устраиваемым) рельсовым крановым путям в добровольном порядке, однако при установке вновь изготовленных зарубежных (ЕС, КНР) кранов необходимо, в целях обеспечения безопасности, выдерживать основные положения стандарта. Одновременно, следует отметить, что большинство мировых изготовителей кранов приводят в эксплуатационных документах числовые величины допускаемых отклонений рельсового кранового пути.

Величина оптимального зазора между головкой рельса и ребордами ходового колеса, в первую очередь, должна приниматься во внимание производителем крана, к чему его обязывает п. 24 главы 3 раздела IV НПАОП 0.00-1.80-18. Аналогичное требование присутствует в НПА стран - производителей грузоподъемных кранов на рельсовом ходовом устройстве.

Указанная выше величина для большинства отечественных кранов, устанавливаемых на вновь сооруженные по действующим нормам крановые пути, принимаемая в качестве усредненного показателя, составляет не менее 20 мм, т. е. разница между шириной поверхности катания колес и шириной головки подкранового рельса соответственно составляет не менее 40 мм. Данная рекомендация может быть учтена в том случае, когда кран приобретен до устройства (возведения) рельсового кранового пути, либо если кран приобретается со вторичного рынка. При заказе нового крана, в опросном листе, являющимся основой контракта поставки, согласовывается тип рельса, и производитель устанавливает на кран ходовые колеса, с шириной поверхности катания, обеспечивающей передвижение крана с заданной скоростью, а также необходимый ресурс ходовых колес и рельсов для соответствующей группы классификации (режима работы).

У грузовых тележек, при колее не более 2 м и средней интенсивности использования, данная величина, принимаемая в качестве усредненного показателя, составляет - не менее 8 мм. Одновременно следует отметить, что в соответствии с требованиями НПАОП 0.00-1.80-18, в одноребордных колесах опорных грузоподъемных кранов и опорных грузовых тележек ширина поверхности катания должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть