яндекс счетчик
Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

О проведении экспертного обследования потерпевшего аварию фасадного канатного двухподвесного подъемника

01.06.2020

Экспертная группа ООО СКБ «Высота» под руководством начальника отдела конструкторских разработок Ежова Ю.Г. провела экспертное обследование потерпевшего аварию фасадного канатного двухподвесного подъемника ZLP630, зав.№ 1508004, последствиями которой явилась гибель рабочих, находящихся на платформе подъемника. По результатам обследования 22 мая 2020 г. подготовлено заключение технической экспертизы.

- Подъемник изготовлен ООО «Группа Компаний Абсолют» г.Подольск Московской области в 2015 году. Организацией, эксплуатирующей подъемник является ООО «Строительная компания «Казанский Фасад».

- В день аварии подъемника, рабочими, находившимися на его платформе, выполнялись работы по установке кронштейнов на фасаде строящегося жилого дома № 6, блок 2 по улице Ершова в Советском районе г. Казани. На момент аварии подъемник находился на уровне 6-го этажа здания.

Основные сведения о нарушениях и дефектах, выявленных при обследовании:

Проведенная совместно с представителями Следственного отдела по Советскому району г. Казани Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Татарстан и Приволжского управления Ростехнадзора оценка состояния и компоновки элементов подъемника, установленных на крыше здания позволяет сделать следующий вывод:
- фактический вылет консоли – L1 составляет 2 метра, что противоречит требованию руководства по эксплуатации и монтажу подъемника: вылет не должен превышать 1700 мм. При этом следует отметить, что наличие указанного нарушения в компоновке элементов подъемника, не оказало какого-либо влияния на возникновение и развитие аварийной ситуации.
Оценка технического состояния платформы подъемника с механизмам, выполненная экспертной группой и отраженная в заключении, включает следующие сведения:
- участок подъемного каната в месте обрыва на длине 1 метр имеет износ наружных проволок 50% первоначального сечения, а также на этом участке имеется дефект в виде оплавленного участка (от прикосновения сварочного электрода) и неполный разрыв одной пряди каната. Указанные дефекты присутствовали в обозначенном месте каната до аварии подъемника;
- разрушение подшипника на одном из двух роликов блока канатоприжимных роликов лебедки фрикционной на правой стороне рабочей платформы произошло до аварии подъемника;
- износ канатовыводящей направляющей грузового каната (произошел до аварии подъемника);
- излом пружины и износ сжимов ловителя на правой стороне рабочей платформы имели место до аварии. При изломе пружины и предельном износе сжимов захват предохранительного каната становиться невозможен.

Причины и сценарий развития аварии подъемника.
Износ подъемного каната на определенном участке говорит о том, что именно наличие дефекта (дефектов) на этом участке явилось первопричиной последующего развития сценария аварии:
1. При работе подъемника в режиме спуск-подъем рабочей платформы, при прохождении дефектного участка каната внутри фрикционной лебедки происходит его частичное заклинивание; канатоведущий шкив лебедки проскальзывает по канату, изнашивая его на данном участке.
2. Разрушение подшипника одного из двух роликов блока канатоприжимных роликов происходит либо исключительно по причине наличия дефектов каната, либо данной причине сопутствовали иные дефекты (дефект изготовления, отсутствие смазки и пр.).
3. Следует отметить, что неработоспособное состояние одного из двух роликов канатоприжимного блока (разрушен подшипник) значительного снижает коэффициент сцепления каната с канатоведущим шкивом, проскальзывание и износ каната на дефектном участке увеличиваются. В руководстве по эксплуатации монтажу подъемника (модели ZLP-800, ZLP-630) имеется указание, что модель подъемника ZLP-630 оснащается двумя фрикционными лебедками модели LTD 6,3 с тяговым усилием одной лебедки 6,3 кН, а модель подъемника ZLP-800 оснащается двумя лебедками фрикционными модели LTD 8,0 с тяговым усилием одной фрикционной лебедки 8,0 кН. Конструктивное отличие фрикционной лебедки LTD 8,0 от фрикционной лебедки LTD 6,3 состоит в использовании электродвигателя большей мощности и пружины большей жесткости в прижимном устройстве. В случае, если подъемник нагружался согласно его грузоподъемности в соответствии с идентификационной табличкой то установленные фрикционные лебедки LTD 6,3 в том числе и по этой причине, не обеспечивали требуемый коэффициент сцепления каната с канатоведущим шкивом, что в итоге приводило к проскальзыванию и износу каната на дефектном участке.
4. Входящий (снизу) во фрикционную лебедку участок каната, при неработоспособном ролике блока канатоприжимных роликов, получает некоторую свободу в перемещении и начинает изнашивать канатовыводящую направляющую.
5. На нижней части канатовыводящей направляющей, в результате износа открывается выступ, позволяющий подъемному канату выходить за пределы ручья канатоведущего шкива и попадать на его реборду.
В критический момент дефектный участок каната, проходя через фрикционную лебедку, блокируется в ее корпусе.
6. Дальнейшие безграмотные действия оператора (возможно, неоднократные попытки поднять/отпустить правую сторону рабочей платформы) приводят к обрыву каната внутри корпуса фрикционной лебедки на правой стороне рабочей платформы.
7. После обрыва подъемного каната сжимы ловителя на правой стороне рабочей платформы не производят захват каната предохранительного, так как ловитель находится в неработоспособном состоянии.
8. Правая сторона рабочей платформы резко опускается вниз, оставаясь при этом висеть только на подъемном канате на левой стороне рабочей платформы.
На основании анализа результатов экспертного обследования потерпевшего аварию фасадного канатного двухподвесного подъемника модели ZLP630, зав.№ 1508004, изготовленного в ООО «Группа Компаний Абсолют» г. Подольск Московской области в 2015 г., сделаны следующие выводы:
Техническое состояние подъемника на момент аварии – неработоспособное (подъемник не должен допускаться к использованию в работе).
Основными причинами аварии подъемника технического характера явились:
- использование подъемного каната с недопустимыми дефектами (износ наружных проволок до 50 % первоначального сечения, оплавление, обрыв пряди);
- предельный износ и разрушения элементов фрикционной лебедки;
- использование в работе ловителей, не прошедших испытание и имеющих недопустимые дефекты.

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть