Очередное 66-е заседание Общественного совета при Ростехнадзоре (далее — Общественный совет) прошло 2 июля 2019 г. под председательством заместителя председателя Общественного совета Н.П. Алёшина. Кроме членов Общественного совета, в нем участвовали заместители руководителя Ростехнадзора статс-секретарь А.Л. Рыбас, А.В. Ферапонтов, начальники и заместители начальников управлений центрального аппарата Ростехнадзора. Рассмотрели три вопроса.
О проекте Федерального закона «О промышленной безопасности» (далее — законопроект) доложил начальник Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев. В частности, он сказал, что законопроект оформлен в виде нового самостоятельного законодательного акта, который должен заменить действующий Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ). Основные новации законопроекта: имплементация в российское законодательство положений поправок к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий от 15 декабря 2015 г., в части актуализации и гармонизации перечней индивидуальных опасных химических веществ или видов (категорий) химических веществ в соответствии с Согласованной на глобальном уровне системой классификации опасности и маркировки химической продукции; уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности (ПБ); определение статуса и основных функций организаций научно-технической поддержки органа государственного регулирования ПБ; исключение из предмета экспертизы ПБ не относящихся к нему по своему фактическому содержанию вопросов продления назначенного срока службы (назначенного ресурса) технических устройств, зданий и сооружений с одновременным возложением обязанности по принятию соответствующих решений с учетом результатов диагностирования технических устройств или обследования технического состояния зданий и сооружений на надлежащее лицо — руководителя эксплуатирующей организации; введение нового института — аудита системы управления ПБ; разграничение обязательных требований к опасным производственным объектам (ОПО) и передвижным техническим устройствам; упорядочивание нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения ПБ, связанных с проведением сварочных, маркшейдерских и взрывных работ.
Кроме того, в законопроекте учтены положения разработанных Ростехнадзором, прошедших общественное обсуждение и межведомственные согласования, но пока не принятых проектов федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ, предусматривающих формирование правовых основ внедрения дистанционных методов контроля в области ПБ и упорядочивание нормативно-правового регулирования действующего механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ.
От Комитета Торгово- промышленной палаты Российской Федерации (РФ) по промышленной безопасности с содокладом выступила генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» Е.В. Кловач, которая отметила, что в целом комитет законопроект поддерживает. При этом около 40 замечаний и предложений подготовлены и направлены на сайт www/regulation/gov/ru его членами.
Например, одно из замечаний касается термина «передвижные технические устройства». В приложении 2 к законопроекту представлен перечень этих устройств, в который включены склады взрывчатых веществ. В связи с этим предлагается термин «передвижные технические устройства» заменить на «передвижные технические объекты». Непропорционально большой объем в законопроекте занимают статьи про сварку. Специалисты комитета предлагают сократить эти статьи, какие-то нормы сделать отсылочными и реализовать их в нормативно-правовых актах Правительства РФ. В целом не совсем понятно, почему такой акцент сделан на сварке. Есть много работ, которые представляют существенную опасность, например огневые и газоопасные, и к работникам при проведении этих работ должны выдвигаться определенные требования. С другой стороны, сварка применяется не только на ОПО, но и на объектах атомной энергетики, гидротехнических сооружениях, других объектах, и не ясно, почему сварка должна регулироваться в законодательстве по промышленной безопасности. Нужно вернуться к обсуждению этих вопросов.
Еще одна новелла, на которой следует остановиться, — внедрение аудита промышленной безопасности. В докладе Д.А. Яковлев упоминал именно этот термин, а в законопроекте использован термин «аудит систем управления промышленной безопасностью». Если учесть, что в законопроекте заложен механизм отложенных плановых проверок для организаций, которые проводили аудит, логично предположить, что цели аудита по промышленной безопасности и проверок в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности должны быть идентичны. Цель аудита систем управления промышленной безопасностью иная — проводится оценка организационных мероприятий и документов.
Общественный совет отметил, что законопроектом предлагается ряд взвешенных регуляторных решений, соответствующих международным обязательствам РФ, а его принятие позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность федеральных органов исполнительной власти в области ПБ, снизить коррупционные риски, исключить избыточные барьеры для инвестиционной и производственной деятельности без снижения ПБ. С учетом состоявшегося обсуждения Общественный совет в целом одобрил представленный проект Федерального закона и поручил своим членам принять участие в его общественном обсуждении.
Главный научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук (РАН) Н.А. Махутов выступил по вопросу «Аналитика промышленной безопасности объектов, подконтрольных Ростехнадзору». Он отметил, что в современной практике совместной правовой, научно- технической и надзорной деятельности в области анализа, обеспечения и повышения национальной безопасности существенное значение приобретают комплексные совместные мероприятия Общественного совета и руководства Ростехнадзора по реализации основ государственной политики РФ в области промышленной безопасности. Важное место в этой деятельности в ближайшей и отдаленной (до 2025—2030 гг.) перспективе будут занимать новые проблемы аналитики промышленной безопасности объектов высокого риска в энергетике, строительстве, машиностроении, нефтегазовой и химической промышленности, оборонно-промышленном комплексе страны.
Общественный совет принял к сведению основные положения доклада и решил попросить редакционный совет многотомной серии «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты», специалистов Общественного совета и Научно-технического совета Ростехнадзора, Комиссии РАН по техногенной безопасности завершить подготовку и выпустить специальный том серии в связи с 300-летнем горного и промышленного надзора России и РАН.
О подготовке проекта приказа Ростехнадзора «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности» (далее — проект приказа) доложил Д.А. Яковлев. Он сообщил, что в его разработке участвовали Правовое управление Ростехнадзора, ФБУ «Учебно-методический кабинет» совместно с отраслевыми управлениями Ростехнадзора. В нем учтены рекомендации Общественного совета, принятые на заседании 31 октября 2018 г. Он прошел общественное обсуждение и существенно доработан по его итогам. Проект приказа согласован с МЧС России. Проекты дополнительных профессиональных программ направлялись на педагогическую экспертизу в Минобрнауки России, однако письмом от 26 февраля 2019 г. № МН-352/МБ Ростехнадзор получил ответ, согласно которому проведение педагогической экспертизы в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия экспертов. После обсуждения Общественный совет одобрил указанный проект приказа Ростехнадзора.
Н.А. Пиляев (ЗАО НТЦ ПБ)