яндекс счетчик
Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан,
г. Набережные Челны,
пос. Сидоровка,
улица Магистральная, д.16

О заседании Общественного совета при Ростехнадзоре

13.08.2019

Очередное 66-е заседание Общественного совета при Ростехнадзоре (далее — Общественный совет) прошло 2 июля 2019 г. под председательством заместителя председателя Общественного совета Н.П. Алёшина. Кроме членов Общественного совета, в нем участвовали заместители руководителя Ростехнадзора статс-секретарь А.Л. Рыбас, А.В. Ферапонтов, начальники и заместители начальников управлений центрального аппарата Ростехнадзора. Рассмотрели три вопроса.

О проекте Федерального закона «О промышленной безопасности» (далее — законопроект) доложил начальник Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев. В частности, он сказал, что законопроект оформлен в виде нового самостоятельного законодательного акта, который должен заменить действующий Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ). Основные новации законопроекта: имплементация в российское законодательство положений поправок к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий от 15 декабря 2015 г., в части актуализации и гармонизации перечней индивидуальных опасных химических веществ или видов (категорий) химических веществ в соответствии с Согласованной на глобальном уровне системой классификации опасности и маркировки химической продукции; уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности (ПБ); определение статуса и основных функций организаций научно-технической поддержки органа государственного регулирования ПБ; исключение из предмета экспертизы ПБ не относящихся к нему по своему фактическому содержанию вопросов продления назначенного срока службы (назначенного ресурса) технических устройств, зданий и сооружений с одновременным возложением обязанности по принятию соответствующих решений с учетом результатов диагностирования технических устройств или обследования технического состояния зданий и сооружений на надлежащее лицо — руководителя эксплуатирующей организации; введение нового института — аудита системы управления ПБ; разграничение обязательных требований к опасным производственным объектам (ОПО) и передвижным техническим устройствам; упорядочивание нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения ПБ, связанных с проведением сварочных, маркшейдерских и взрывных работ.
Кроме того, в законопроекте учтены положения разработанных Ростехнадзором, прошедших общественное обсуждение и межведомственные согласования, но пока не принятых проектов федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ, предусматривающих формирование правовых основ внедрения дистанционных методов контроля в области ПБ и упорядочивание нормативно-правового регулирования действующего механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению сварочных работ.
От Комитета Торгово- промышленной палаты Российской Федерации (РФ) по промышленной безопасности с содокладом выступила генеральный директор ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» Е.В. Кловач, которая отметила, что в целом комитет законопроект поддерживает. При этом около 40 замечаний и предложений подготовлены и направлены на сайт www/regulation/gov/ru его членами.
Например, одно из замечаний касается термина «передвижные технические устройства». В приложении 2 к законопроекту представлен перечень этих устройств, в который включены склады взрывчатых веществ. В связи с этим предлагается термин «передвижные технические устройства» заменить на «передвижные технические объекты». Непропорционально большой объем в законопроекте занимают статьи про сварку. Специалисты комитета предлагают сократить эти статьи, какие-то нормы сделать отсылочными и реализовать их в нормативно-правовых актах Правительства РФ. В целом не совсем понятно, почему такой акцент сделан на сварке. Есть много работ, которые представляют существенную опасность, например огневые и газоопасные, и к работникам при проведении этих работ должны выдвигаться определенные требования. С другой стороны, сварка применяется не только на ОПО, но и на объектах атомной энергетики, гидротехнических сооружениях, других объектах, и не ясно, почему сварка должна регулироваться в законодательстве по промышленной безопасности. Нужно вернуться к обсуждению этих вопросов.
Еще одна новелла, на которой следует остановиться, — внедрение аудита промышленной безопасности. В докладе Д.А. Яковлев упоминал именно этот термин, а в законопроекте использован термин «аудит систем управления промышленной безопасностью». Если учесть, что в законопроекте заложен механизм отложенных плановых проверок для организаций, которые проводили аудит, логично предположить, что цели аудита по промышленной безопасности и проверок в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности должны быть идентичны. Цель аудита систем управления промышленной безопасностью иная — проводится оценка организационных мероприятий и документов.
Общественный совет отметил, что законопроектом предлагается ряд взвешенных регуляторных решений, соответствующих международным обязательствам РФ, а его принятие позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность федеральных органов исполнительной власти в области ПБ, снизить коррупционные риски, исключить избыточные барьеры для инвестиционной и производственной деятельности без снижения ПБ. С учетом состоявшегося обсуждения Общественный совет в целом одобрил представленный проект Федерального закона и поручил своим членам принять участие в его общественном обсуждении.
Главный научный сотрудник Института машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук (РАН) Н.А. Махутов выступил по вопросу «Аналитика промышленной безопасности объектов, подконтрольных Ростехнадзору». Он отметил, что в современной практике совместной правовой, научно- технической и надзорной деятельности в области анализа, обеспечения и повышения национальной безопасности существенное значение приобретают комплексные совместные мероприятия Общественного совета и руководства Ростехнадзора по реализации основ государственной политики РФ в области промышленной безопасности. Важное место в этой деятельности в ближайшей и отдаленной (до 2025—2030 гг.) перспективе будут занимать новые проблемы аналитики промышленной безопасности объектов высокого риска в энергетике, строительстве, машиностроении, нефтегазовой и химической промышленности, оборонно-промышленном комплексе страны.
Общественный совет принял к сведению основные положения доклада и решил попросить редакционный совет многотомной серии «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты», специалистов Общественного совета и Научно-технического совета Ростехнадзора, Комиссии РАН по техногенной безопасности завершить подготовку и выпустить специальный том серии в связи с 300-летнем горного и промышленного надзора России и РАН.
О подготовке проекта приказа Ростехнадзора «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности» (далее — проект приказа) доложил Д.А. Яковлев. Он сообщил, что в его разработке участвовали Правовое управление Ростехнадзора, ФБУ «Учебно-методический кабинет» совместно с отраслевыми управлениями Ростехнадзора. В нем учтены рекомендации Общественного совета, принятые на заседании 31 октября 2018 г. Он прошел общественное обсуждение и существенно доработан по его итогам. Проект приказа согласован с МЧС России. Проекты дополнительных профессиональных программ направлялись на педагогическую экспертизу в Минобрнауки России, однако письмом от 26 февраля 2019 г. № МН-352/МБ Ростехнадзор получил ответ, согласно которому проведение педагогической экспертизы в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия экспертов. После обсуждения Общественный совет одобрил указанный проект приказа Ростехнадзора.

Н.А. Пиляев (ЗАО НТЦ ПБ)

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть