Пн - Пт: 08.00 - 16.30
Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пос. Сидоровка, улица Магистральная, д.16

Изменения в правила проведения экспертизы ПБ

Изменения в правила проведения экспертизы ПБ

Наталья ГОЛОХВАСТОВА,
юрист предприятий металлургической отрасли

1 января 2017 года вступит в силу приказ Ростехнадзора от 28 июля 2016 года № 316, которым внесены изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538 (далее - «Правила»).

Указанные изменения затронут следующие вопросы проведения экспертизы промышленной безопасности.

Требования к экспертам
Дополнительно к ранее установленным требованиям эксперты всех категорий (первой, второй и третьей) должны будут обладать знаниями методов оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы (п/п 3) п. 9, п/п 3) п.9.1., п/п 3) п.9.2.).

Срок проведения экспертизы
Пункт 14 Правил дополнен указанием на то, что срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон. Напомним, что обычно срок проведения экспертизы не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

Проведение экспертизы
Раздел Ш Правил «Проведение экспертизы» дополнен новыми пунктами 21.1-21.4, которые описывают содержание экспертизы и мероприятия, выполняемые на этапах анализа документации и оценки фактического состояния отдельно для технических устройств и для зданий и сооружений.
Так, при проведении экспертизы технических устройств выполняются:
■ анализ документации, относящейся к техническим устройствам и режимам эксплуатации технических устройств;
■ осмотр технических устройств;
■ расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технических устройств (в случаях, при которых проводится техническое диагностирование технических устройств согласно пункту 21 Правил).
Техническое диагностирование как способ оценки фактического состояния технических устройств включает следующие мероприятия:

Основания для внеплановых проверок расширены

С 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон № 283-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснутся трех федеральных законов.

1. Федеральный закон № 81-ФЗ от 20 июня 1996 года «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» дополнен нормой о Типовом положении о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда. Согласно ст. 16.1. в новой редакции указанное Типовое положение утверждается Ростехнадзором по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2. В Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внесены изменения:
■ Ростехнадзор наделен правом утверждать руководства по безопасности, содержащие разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по их применению (пункт 5 статьи 3).
■ Расширено одно из оснований для проведения внеплановой проверки в области промышленной безопасности. Согласно подпункту а) пункта 7 статьи 16 с 1 января 2017 года одним из оснований для проведения внеплановой проверки будет являться истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленного нарушения либо поступление в Ростехнадзор уведомления об исполнении такого предписания.
■ Введено понятие общественного контроля в области промышленной безопасности (статья 16.2.).
3. С 1 января 2017 года статья 19 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусматривает возможность профсоюзов и их инспекций труда осуществлять взаимодействие не только с органами федеральной инспекции труда, но и с иными федеральными органами исполнительной власти.
а) визуальный и измерительный контроль;
б) оперативное (функциональное) диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактического нагружения технического устройства в реальных условиях эксплуатации;
в) определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости материала технического устройства к механизмам повреждения;
г) оценку качества соединений элементов технического устройства (при наличии);
д) выбор методов неразрушающего или разрушающего контроля, наиболее эффективно выявляющих дефекты, образующиеся в результате воздействия
установленных механизмов повреждения (при наличии);
е) неразрушающий контроль или разрушающий контроль металла и сварных соединений технического устройства (при наличии);
ж) оценку выявленных дефектов на основании результатов визуального и измерительного контроля, методов неразрушающего или разрушающего контроля;
з) исследование материалов технического устройства;
и) расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния технического устройства, включающие анализ режимов работы и исследование напряженно-деформированного состояния;
к) оценку остаточного ресурса (срока службы).
При проведении экспертизы зданий и сооружений анализируется имеющаяся документация, в том числе: проектная, исполнительная, эксплуатационная, разрешение на ввод в эксплуатацию, документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; акты расследования аварий, заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз, документация о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях.
Обследование зданий и сооружений, проводимое для оценки фактического состояния зданий и сооружений, включает следующие мероприятия:
а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений;
б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений;
в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии);
г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами;
д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии);
е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений;
ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций;
и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
Дополнительно в Правила включен пункт (21.5.) о том, что при экспертизе документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта выполняется анализ мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности при остановке объекта и исключения аварий и инцидентов при осуществлении работ по консервации, ликвидации опасного производственного объекта.

Заключение экспертизы
Пункт 26 Правил дополнен указанием на то, что заключение экспертизы должно содержать сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).
В пункте 32 уточнено, что заключение экспертизы представляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольные и (или) надзорные функции в области ПБ на ОПО, в отношении которого проведена экспертиза (его территориальный орган), для внесения в реестр заключений экспертизы ПБ. 13

На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее. Закрыть