Работы по ремонту крановых путей мостовых кранов в условиях действующего производства должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности, предупреждающие:
- падение задействованных в ремонте работников, оборудования, инструмента и материалов с подкрановых балок, проходных галерей, кранов и лесов (при их устройстве);
- поражение электрическим током ремонтного персонала;
- несанкционированное перемещение кранов.
Наряд-допуск также должен определять порядок выхода ремонтного персонала на крановые пути и время, отведенное для выполнения ремонтных работ (нахождения на крановых путях работников).
Издание приказа по эксплуатирующей организации будет оправданным, если выполнение ремонта кранового пути прямо или косвенно касается не только работы одного цеха, где используется кран, но и других цехов и служб предприятия, в случае отсутствия при этом локального нормативного акта (положения, СТП и т.п.), устанавливающего требования к проведению подобных работ, в том числе подрядными организациями.
Обязательным условием для ремонта кранового пути является то, что он должен выполняться в соответствии с требованиями проекта производства работ, содержащего требования к квалификации персонала, порядку (приемам, способам) проведения работ и ограничения по передвижению кранов, а также перечень используемого оборудования и инструмента, требования техники безопасности и охраны труда (разрабатывается подрядной организацией).
В случае ремонта подкрановых строительных конструкций или элементов кранового пути с применением сварки, должны быть разработаны ремонтные чертежи, с учетом требований пункта 96 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (ФНП ПС) и технический условий на ремонт подъемных сооружений.
В соответствии с требованиями пункта 98 ФНП ПС контроль качества ремонта рельсового пути должен быть подтвержден актом сдачи-приемки рельсового пути, составленным с учетом формы, приведенной в Приложении Д к ГОСТ 56944-2016.
После выполнения капитального ремонта кранового пути и подкрановых строительных конструкций характеризующегося, в качестве примера, заменой подкрановых балок и усилением колонн, подрядчик оформляет акт освидетельствования ответственных конструкций, а при ремонте фундаментов – акт освидетельствования скрытых работ. Формы указанных выше актов приведены в РД 11-02-2006.
Помимо оформления актов освидетельствования, при выполнении капитального ремонта кранового пути и подкрановых строительных конструкций, подрядчик ведет специальный журнал учета выполнения работ, по форме, приведенной в РД 11-05-2007, оформляет его и передает заказчику по окончании ремонта.
Результаты планово-высотной съемки рельсовых нитей кранового пути, проведенной после его ремонта, как и результаты замеров сопротивления заземления кранового пути являются обязательными приложениями к акту сдачи-приемки рельсового кранового пути.
В паспорте рельсового кранового пути (при его наличии), в раздел, посвященный ремонту, вносится запись о характере выполненного ремонта, примененных материалах, сопровождающаяся ссылками на упомянутую выше итоговую документацию.
Ответил главный инженер ООО СКБ «Высота» В.Н. Бухарев