Яна, здравствуйте.
Действующим нормативным правовым актом, утвержденным приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. №533 и называемым ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» к тормозным устройствам подъемных сооружений (ПС) устанавливается единственное требование по браковке тормозных шкивов и накладок. Оно содержится в Приложении №13 к указанным выше ФНП (справочно: см.п.183, п. 255 ФНП).
Одновременно, при эксплуатации тормозных устройств ПС целесообразно учитывать требования руководств по эксплуатации ПС и тормозов, раздела 2.4. утративших в 2013 году Правил безопасности ПБ 10-382-00, а также следующие:
- тормоза, при установке на механизмы ПС, должны быть защищены от прямого воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков;
- при установке тормоза на механизм ПС и во время работы, по мере необходимости, производить регулировку тормоза;
- в случаях неравномерно износа тормозных накладок по толщине (в средней части до 50%, а в крайних частях до 1/3 первоначальной толщины) они должны быть заменены на новые;
- шарнирные соединения тормоза подлежат периодической смазке не реже двух раз в месяц;
- все работы по подготовке тормоза ПС к работе, его монтажу, испытанию и эксплуатации должны проводиться в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» и указанных выше ФНП;
- тормоз должен быть заземлен или занулен.
Во время работы тормоза не допускается:
подтягивание крепежных соединений;
смазывание шарниров;
регулировка хода электромагнита.
Шкивы тормозные подлежат ремонту при износе и наличии других дефектов рабочей поверхности (риски, канавки) более 0,5 мм.
Биение тормозного шкива, являющееся результатом неравномерного износа, не должно превышать для длинноходовых тормозов величины 0,005D, а для короткоходовых 0,002D, D-диаметр шкива. Шкивы тормозные , имеющие трещины, ослабленную посадку шпонок или ослабленную посадку на валах, к эксплуатации не допускаются. Шкивы, у которых толщина обода в результате проточек и износа уменьшилась более чем на 25% первоначального размера, а также шкивы со сквозными трещинами на ступице выбраковываются.
Колодки и ленты подлежат замене при наличии сквозных трещин. Валики и пальцы, изношенные свыше 5% первоначального диаметра и овальностью более 0,5 мм, подлежат замене. Рычаги с трещинами выбраковываются.
Рычаги с отверстиями, разработанными до размеров свыше 15% первоначального диаметра, подлежат ремонту, а сопрягаемые с ними детали (оси и валики) заменяют новыми.