Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП ПС) распространяются и на подъемные сооружения (далее – ПС), не подлежащие учету в органах Ростехнадзора, но находящиеся в составе опасного производственного объекта (далее – ОПО).
Требованиями пункта 148 ФНП ПС установлено: «Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, а также назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию таких ПС, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти ПС. Порядок обслуживания и допуск к обслуживанию персонала ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС».
Вместе с тем, следует отметить, что на подъемно-транспортное оборудование, грузоподъемные краны и приспособления для грузоподъемных операций распространяются требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» TP ТС 010/2011, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (далее – технический регламент).
Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности грузоподъемных машин, в том числе при их монтаже, наладке, эксплуатации (использовании по назначению, техническом обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, утилизации), вне зависимости от вида надзора, установленного за ними и места их нахождения (опасный или обычный производственный объект).
Данным техническим регламентом определено: «назначенный срок службы» - календарная продолжительность эксплуатации машин и (или) оборудования, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния.
Из этого следует, что после истечения назначенного изготовителем грузоподъемной машины срока службы, последнюю необходимо вывести из эксплуатации (варианты: списать, демонтировать, разобрать и оставить на хранении, утилизировать и.т.п., но никак не использовать по назначению), либо руководитель эксплуатирующей организации должен принять решение о проведении работ, направленных на продление срока службы, назначенного изготовителем. Данное решение не противоречит требованиям технического регламента, при этом организационный механизм его реализации, а также требования к порядку проведения работ по продлению назначенного срока службы установлены межгосударственными стандартом ГОСТ 33272-2015 «Безопасность машин и оборудования. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы и срока хранения».
Срок службы (эксплуатации) грузоподъемной машины, неподлежащей учету в органах Ростехнадзора, в том числе используемой вне состава ОПО, продлевается на основании решения (распорядительного акта) руководителя организации, эксплуатирующей грузоподъемную машину, подготовленного в соответствии с рекомендациями специализированной организации, оформленными в виде заключения.
Одновременно следует отметить, что в руководствах (инструкциях) по эксплуатации грузоподъемных машин, не подлежащих учету в органах Ростехнадзора и выпущенных до 2009 года, могут отсутствовать сведения о сроке службы. Однако, это не является основанием, которое освобождает руководителя эксплуатирующей организации от необходимости принятия решения о прекращении эксплуатации грузоподъемной машины или проведении работ по продлению срока ее службы в соответствии с требованиями программы и методики оценки технического состояния (технического диагностирования) соответствующего типа грузоподъемных машин.
Большинство грузоподъемных машин, находящихся в эксплуатации, проектировались и изготавливались в соответствии с государственными стандартами либо техническими условиями, не противоречащими данным стандартам. В упомянутых нормативных документах указан минимальный срок службы, гарантированный изготовителем.
Например, срок службы мостовых электрических однобалочных подвесных кранов (кран-балок), согласно ГОСТ 7890-93, составляет 20 лет; срок службы мостовых электрических однобалочных опорных кранов, установленных в помещении -20 лет, установленных на открытом воздухе - 15 лет (ГОСТ 22045-89); срок службы электрических талей, передвигающихся по стационарным монорельсам – не более срока службы однобалочных электрических кранов; срок службы ручных талей, согласно ГОСТ 28408-89, составляет 7 лет.
Работы по продлению назначенного срока службы грузоподъемной машины должны быть спланированы и проведены таким образом, чтобы решение о возможности продления ее срока службы было выработано до его истечения.
Возможность повторного (и последующих) продления срока службы грузоподъемной машины не ограничивается и зависит от ее технического состояния, определенного специализированной организацией на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты технического диагностирования, проводимого с использованием современных достижений науки и техники.
Согласно требованиям Федерального закона от 17.07.1999 года № 181-ФЗ « Об основах охраны труда в Российской федерации» работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования и осуществлении технологических процессов с применением данного оборудования, в том числе и посредством организации и проведения работ (мероприятий), направленных на продление назначенных показателей используемого работниками оборудования. Для лиц, нарушивших требования данного Федерального закона и упомянутого выше технического регламента, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.