Уважаемый Александр, экспертиза промышленной безопасности вновь смонтированных грузоподъемных кранов, у которых не истек срок службы, установленный изготовителем, действующим законодательством не предусмотрена.
Одновременно сообщаю о требованиях к организациям, проводящим техническое диагностирование (экспертное обследование) грузоподъемных кранов, которые не подлежат учету в органах Ростехнадзора и процедуре проведения данного диагностирования (на примере "крана мостового типа").
Требования к организации и специалистам, выполняющим работы по техническому диагностированию грузоподъемных кранов (неподлежащих учету в органах Ростехнадзора), а также обязательным процедурам, включенным в состав данных работ.
1. В состав комиссии специализированной организации по техническому диагностированию грузоподъемных кранов (не менее 3-х человек) должны входить специалисты по техническому диагностированию грузоподъемных машин либо специалисты по экспертному обследованию подъёмных сооружений, при этом председатель комиссии должен иметь уровень квалификации не ниже II.
Помимо членов комиссии, в состав группы специалистов по диагностированию, приказом по специализированной организации должны быть включены геодезист и дефектоскопист (при отсутствии у членов комиссии данной квалификации).
2. Перед проведением технического диагностирования грузоподъемных кранов оригиналы удостоверений специалистов по техническому диагностированию и экспертному обследованию грузоподъёмных кранов,являющихся членами комиссии, необходимо предъявить в соответствующую службу Заказчика данных услуг.
Специалисты аттестуются в соответствии с требованиями СДА-12-2009 Правила аттестации (сертификации) экспертов.
Геодезист должен иметь квалификационный аттестат о том, что он обладает необходимыми профессиональными навыками для осуществления геодезических работ. Оригинал указанного документа необходимо предъявить до начала проведения работ.
Специалисты, указанные в п 1.настоящих требований, должны иметь исправные предохранительные пояса и защитные каски. Если предохранительные пояса будут в неисправном состоянии, то на краны и крановые пути специалисты не допускаются.
3. До начала работ по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов Исполнитель согласовывает с Заказчиком программу работ по техническому диагностированию, при этом обязательный минимальный объем работ предусматривает выполнение следующих основных этапов:
3.1. Проверка документации, включая анализ документации, содержащей информацию о техническом состоянии грузоподъемного крана и условиях его эксплуатации (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией крана, а также отчеты, составленные по результатам ранее проведенных диагностирований).
3.2. Проверка состояния металлических конструкций с замерами остаточных деформаций (предельные отклонения деформаций металлоконструкции принимаются по приложениям Г5 и Д5 РД 10-112-5-97). Проверка состояния сварных и болтовых соединений элементов металлических конструкций. Выполнение замеров высотного положения пролетных балок и планово-высотной съёмки рельсового пути грузовой тележки согласно приложению М5 РД 10-112-5-97. Проверка состояния нижних поясов пролетных балок двух-балочных кранов производится по наряду допуску на производство работ с повышенной опасностью с автогидроподъемника (вышки) в соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружении».
3.3. Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов (допуска на износ элементов сборочных единиц крана принимаются по приложению С5 РД 10-112-5-97).
3.4. Проверка состояния электрооборудования (производится проверка работоспособности электрооборудования при работе механизмов вхолостую и проверка состояния электрооборудования со снятием крышек контроллеров, проверка состояния контактных колец и щеток электродвигателей, проверка состояния контактов магнитных пускателей, пускорегулирующих сопротивлений, электрооборудования защитных панелей, токоподвода грузовой тележки или тали, токоприёмников крана, проводов и кабелей, контактного замка, концевых выключателей, розеток ремонтного освещения и т.п.). Нормы браковки элементов электрооборудования принимаются по приложению С5 РД 10-112-5-97).
3.5. Проверка состояния приборов и устройств безопасности - ограничителей рабочих движений механизмов, регистраторов, блокировок и т.п.
3.6. Проверка нулевой блокировки контроллеров управления механизмами (для кранов с радиоуправлением).
3.7. Проведение измерений (проверки) наличия цепи между заземляемыми элементами электрооборудования и металлоконструкцией крана.
3.8. Проведение измерений сопротивления изоляции электрооборудования крана.
3.9. Проверка состояния рельсового пути грузовой тележки или монорельсового пути тали (нормы браковки рельсов принимаются по приложению №3 к ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых установлены подъёмные сооружения»).
3.10. Оперативное и функциональное диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактической нагруженности крана в реальных условиях эксплуатации.
3.11. Определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости элементов крана к механизмам повреждения.
3.12. Анализ результатов технического диагностирования.
3.13. Составление ведомости дефектов.
3.14. Составление мероприятий (плана корректирующих мероприятий), после проведения которых, грузоподъёмный кран будет соответствовать требованиям безопасности (при наличии дефектов и нарушений требований безопасности, выявленных при диагностировании).
4. Исполнитель по результатам выполненной работы составляет отчеты по техническому диагностированию на каждый кран или пролёт кранового пути (последнее - при проведении комплексного обследования кранового пути, на котором установлены мостовые краны). Содержание отчетов (актов) должно соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
К акту обследования, входящему в состав отчета, должны быть приложены следующие документы:
4.1. Программа проведения технического диагностирования.
4.2. Перечень нормативно-технической и методической документации, используемой в ходе технического диагностирования.
4.3. Ведомость дефектов.
4.4. Распоряжение владельца крана (организации, эксплуатирующей кран) о проведении технического диагностирования.
4.5. Выписка из паспорта об основных параметрах крана, а также сведения о ремонтах, заменах деталей и узлов, реконструкциях крана и заменах грузового каната.
4.6. Справка о характере работ, выполняемых краном (выдается Заказчиком).
4.7. Расчёт фактической группы классификации (режима) крана в целом.
4.8. Акт (протоколы, заключения) о проведении ВИК, других видов НК, предусмотренных нормативными документами.
4.9. Протокол о проведении толщинометрии замкнутых полостей металлоконструкций.
4.10. Копия свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля.
4.11. Копии удостоверений дефектоскопистов лаборатории неразрушающего контроля.
4.12. Схема проведения замеров высотного положения главных балок крана и планово-высотной съёмки рельсового пути грузовой тележки (по РД 10-112-5-97, Приложение М5). За условную отметку «0» принимается самая высокая точка», отметки остальных контрольных точек должны быть со знаком «- ».
4.13. Схема проведения замеров изогнутости в плане пролетных балок (по РД 10-112-5-97, Приложение М5).
4.14. Схема проведения замеров скручивания пролетных балок (по РД 10-112-5-97, Приложение Н5).
4.15. Копия удостоверения геодезиста.
4.16. Протокол проверки наличия цепи между заземляемыми элементами электрооборудования и металлоконструкцией крана.
4.17. Протокол измерения сопротивления изоляции электрооборудования крана.
4.18. Копия свидетельства о регистрации электролаборатории в территориальном управлении Ростехнадзора с правом выполнения испытаний и (или) измерений электрооборудования электроустановок до 1000 В.
4.19. Копии удостоверений специалистов и персонала по аттестации в области электробезопасности.
4.20. Акт проверки работоспособности ограничителей рабочих движений и блокировок крана.
4.21. Мероприятия (план корректирующих мероприятий), после проведения которых, грузоподъёмный кран будет соответствовать требованиям безопасности.
4.22. Копия приказа по специализированной организации о назначении комиссии для проведения технического диагностирования грузоподъемных кранов конкретного Заказчика.
4.23. Копия лицензии специализированной организации на поведение экспертизы промышленной безопасности (желательный документ) либо копия Свидетельства СРО о допуске к работам по экспертизе промышленной безопасности грузоподъемных машин.
4.24. Оценка остаточного ресурса крана.
4.25. Копии удостоверений членов комиссии.
Примечания:
1. По решению специализированной организации к отчету по техническому диагностированию дополнительно могут быть приложены другие документы, не предусмотренные данным перечнем.
2. Акт обследования по грузоподъемным кранам, находящимся в работоспособном состоянии должен содержать сведения о продлении (в соответствии с нормативными документами) срока службы, назначенного изготовителем крана или при предыдущем техническом диагностировании, а также условия, при которых возможна безопасная эксплуатация крана.