Экспертиза и диагностирование

Экспертиза промышленной безопасности

ООО СКБ «Высота» осуществляет проведение экспертизы промышленной безопасности находящихся в Поволжье опасных производственных объектов, где используются подъемные сооружения и оборудование, работающее под давлением, а также выполняет работы по проектированию грузоподъемных машин, в том числе разработку проектов реконструкции и модернизации грузоподъемных кранов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек), строительных подъемников, грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.

Экспертиза промышленной безопасности представляет собой оценку соответствия установленным требованиям промышленной безопасности. Проведение экспертизы промышленной безопасности необходимо в ситуациях: когда, например, выработан назначенный срок службы грузоподъёмной машины; если в эксплуатационных документах отсутствует информация о сроке её службы; после проведения восстановительного ремонта при аварии грузоподъёмной машины или выявлении в процессе ее эксплуатации дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, либо по обоснованному требованию государственного инспектора Ростехнадзора.

Экспертиза промышленной безопасности позволит оценить текущее состояние грузоподъёмной машины и даст владельцу представление о необходимости её полнокомплектного или капитально-восстановительного ремонта, сопровождаемого модернизацией, либо проведения реконструкции.

Требования к осуществлению и оформлению ЭПБ определяют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. № 538 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30855; Российская газета, 2013, № 296), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 июля 2015 г. № 266 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 2015 г., регистрационный № 38384, официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 2015, № 0001201508100054) и от 9 марта 2016 г. № 90 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 апреля 2016 г., регистрационный № 41703; официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru, 2016, 0001201604110016).

Для безопасного функционирования опасных производственных объектов проводится экспертиза проектной документации на их сооружение или перевооружение, технических устройств, используемых на них, и зданий и сооружений, в которых эксплуатируются технические устройства. Она проводится, также в тех случаях, если в эксплуатационных документах или проектной документации нет сведений о сроках службы устройств на объекте, когда расчетный срок службы выработан либо технические устройства или здания и сооружения имеют дефекты, вызывающие сомнение в их прочности либо устойчивости. Ростехнадзор также может потребовать проведения экспертизы промышленной безопасности.
1. Заключение экспертизы промышленной безопасности, которое регистрируют территориальные органы Ростехнадзора.
2. Ряд мероприятий, назначенных экспертной организацией, снижающих риск аварий и вероятный причиненный ущерб на всех этапах использования, которые следует выполнить организации, эксплуатирующей грузоподъёмную машину.
Заключение экспертизы промышленной безопасности – это документ, который содержит выводы о соответствии либо несоответствии объекта экспертизы (документации, технического устройства, здания или сооружения) требованиям промышленной безопасности. Если заключение на техническое устройство, отработавшее срок службы, положительное, то на его основании специалист ответственный за осуществление производственного контроля выдаёт разрешение на использование определенного технического устройства на конкретном производственном объекте (объектах). Аналогичный подход к эксплуатации зданий и сооружений, используемых на для опасном производственном объекте.
Заключение экспертизы промышленной безопасности нередко решает судьбу объекта, на котором используется грузоподъёмная машина. Будет ли объект безопасно работать и впредь, будут ли наложены ограничения либо объект ожидает ликвидация, все это зависит от того, что выявит экспертиза.
Требования к организации и специалистам, выполняющим работы по техническому диагностированию грузоподъемных кранов (неподлежащих учету в органах Ростехнадзора), а также обязательным процедурам, включенным в состав данных работ.

1. В состав комиссии специализированной организации по техническому диагностированию грузоподъемных кранов (не менее 3-х человек) должны входить специалисты по техническому диагностированию грузоподъемных машин либо специалисты по экспертному обследованию подъёмных сооружений, при этом председатель комиссии должен иметь уровень квалификации не ниже II.
Помимо членов комиссии, в состав группы специалистов по диагностированию, приказом по специализированной организации должны быть включены геодезист и дефектоскопист (при отсутствии у членов комиссии данной квалификации).
2. Перед проведением технического диагностирования грузоподъемных кранов оригиналы удостоверений специалистов по техническому диагностированию и экспертному обследованию грузоподъёмных кранов,являющихся членами комиссии, необходимо предъявить в соответствующую службу Заказчика данных услуг.
Специалисты аттестуются в соответствии с требованиями СДА-12-2009 Правила аттестации (сертификации) экспертов.
Геодезист должен иметь квалификационный аттестат о том, что он обладает необходимыми профессиональными навыками для осуществления геодезических работ. Оригинал указанного документа необходимо предъявить до начала проведения работ.
Специалисты, указанные в п 1.настоящих требований, должны иметь исправные предохранительные пояса и защитные каски. Если предохранительные пояса будут в неисправном состоянии, то на краны и крановые пути специалисты не допускаются.
3. До начала работ по техническому диагностированию грузоподъёмных кранов Исполнитель согласовывает с Заказчиком программу работ по техническому диагностированию, при этом обязательный минимальный объем работ предусматривает выполнение следующих основных этапов:
3.1. Проверка документации, включая анализ документации, содержащей информацию о техническом состоянии грузоподъемного крана и условиях его эксплуатации (включая акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией крана, а также отчеты, составленные по результатам ранее проведенных диагностирований).
3.2. Проверка состояния металлических конструкций с замерами остаточных деформаций (предельные отклонения деформаций металлоконструкции принимаются по приложениям Г5 и Д5 РД 10-112-5-97). Проверка состояния сварных и болтовых соединений элементов металлических конструкций. Выполнение замеров высотного положения пролетных балок и планово-высотной съёмки рельсового пути грузовой тележки согласно приложению М5 РД 10-112-5-97. Проверка состояния нижних поясов пролетных балок двух-балочных кранов производится по наряду допуску на производство работ с повышенной опасностью с автогидроподъемника (вышки) в соответствии с требованиями ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружении».
3.3. Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов (допуска на износ элементов сборочных единиц крана принимаются по приложению С5 РД 10-112-5-97).
3.4. Проверка состояния электрооборудования (производится проверка работоспособности электрооборудования при работе механизмов вхолостую и проверка состояния электрооборудования со снятием крышек контроллеров, проверка состояния контактных колец и щеток электродвигателей, проверка состояния контактов магнитных пускателей, пускорегулирующих сопротивлений, электрооборудования защитных панелей, токоподвода грузовой тележки или тали, токоприёмников крана, проводов и кабелей, контактного замка, концевых выключателей, розеток ремонтного освещения и т.п.).Нормы браковки элементов электрооборудования принимаются по приложению С5 РД 10-112-5-97).
3.5. Проверка состояния приборов и устройств безопасности - ограничителей рабочих движений механизмов, регистраторов, блокировок и т.п.
3.6. Проверка нулевой блокировки контроллеров управления механизмами (для кранов с радиоуправлением).
3.7. Проведение измерений (проверки) наличия цепи между заземляемыми элементами электрооборудования и металлоконструкцией крана.
3.8. Проведение измерений сопротивления изоляции электрооборудования крана.
3.9. Проверка состояния рельсового пути грузовой тележки или монорельсового пути тали (нормы браковки рельсов принимаются по приложению №3 к ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых установлены подъёмные сооружения»).
3.10. Оперативное и функциональное диагностирование для получения информации о состоянии, фактических параметрах работы, фактической нагруженности крана в реальных условиях эксплуатации.
3.11. Определение действующих повреждающих факторов, механизмов повреждения и восприимчивости элементов крана к механизмам повреждения.
3.12. Анализ результатов технического диагностирования.
3.13. Составление ведомости дефектов.
3.14. Составление мероприятий (плана корректирующих мероприятий), после проведения которых, грузоподъёмный кран будет соответствовать требованиям безопасности (при наличии дефектов и нарушений требований безопасности, выявленных при диагностировании).
4. Исполнитель по результатам выполненной работы составляет отчеты по техническому диагностированию на каждый кран или пролёт кранового пути (последнее - при проведении комплексного обследования кранового пути, на котором установлены мостовые краны). Содержание отчетов (актов) должно соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
К акту обследования, входящему в состав отчета, должны быть приложены следующие документы:
4.1. Программа проведения технического диагностирования.
4.2. Перечень нормативно-технической и методической документации, используемой в ходе технического диагностирования.
4.3. Ведомость дефектов.
4.4. Распоряжение владельца крана (организации, эксплуатирующей кран) о проведении технического диагностирования.
4.5. Выписка из паспорта об основных параметрах крана, а также сведения о ремонтах, заменах деталей и узлов, реконструкциях крана и заменах грузового каната.
4.6. Справка о характере работ, выполняемых краном (выдается Заказчиком).
4.7. Расчёт фактической группы классификации (режима) крана в целом.
4.8. Акт (протоколы, заключения) о проведении ВИК, других видов НК, предусмотренных нормативными документами.
4.9. Протокол о проведении толщинометрии замкнутых полостей металлоконструкций.
4.10. Копия свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля.
4.11. Копии удостоверений дефектоскопистов лаборатории неразрушающего контроля.
4.12. Схема проведения замеров высотного положения главных балок крана и планово-высотной съёмки рельсового пути грузовой тележки (по РД 10-112-5-97, Приложение М5). За условную отметку «0» принимается самая высокая точка», отметки остальных контрольных точек должны быть со знаком «- ».
4.13. Схема проведения замеров изогнутости в плане пролетных балок (по РД 10-112-5-97, Приложение М5).
4.14. Схема проведения замеров скручивания пролетных балок (по РД 10-112-5-97, Приложение Н5).
4.15. Копия удостоверения геодезиста.
4.16. Протокол проверки наличия цепи между заземляемыми элементами электрооборудования и металлоконструкцией крана.
4.17. Протокол измерения сопротивления изоляции электрооборудования крана.
4.18. Копия свидетельства о регистрации электролабораториив территориальном управлении Ростехнадзора с правом выполнения испытаний и (или) измерений электрооборудования электроустановок до 1000 В.
4.19. Копии удостоверений специалистов и персонала по аттестации в области электробезопасности.
4.20. Акт проверки работоспособности ограничителей рабочих движений и блокировок крана.
4.21. Мероприятия (план корректирующих мероприятий), после проведения которых, грузоподъёмный кран будет соответствовать требованиям безопасности.
4.22. Копия приказа по специализированной организации о назначении комиссии для проведения технического диагностирования грузоподъемных кранов конкретного Заказчика.
4.23. Копия лицензии специализированной организации на поведение экспертизы промышленной безопасности (желательный документ) либо копия Свидетельства СРО о допуске к работам по экспертизе промышленной безопасности грузоподъемных машин.
4.24. Оценка остаточного ресурса крана.
4.25. Копии удостоверений членов комиссии.

Примечания:
1. По решению специализированной организации к отчету по техническому диагностированию дополнительно могут быть приложены другие документы, не предусмотренные данным перечнем.
2. Акт обследования по грузоподъемным кранам, находящимся в работоспособном состоянии должен содержать сведения о продлении (в соответствии с нормативными документами) срока службы, назначенного изготовителем крана или при предыдущем техническом диагностировании, а также условия, при которых возможна безопасная эксплуатация крана.

Особенности экспертизы
Грузоподъемные машины имеют назначенный срок службы. После его окончания проводится экспертиза. Она нужна для получения разрешения на дальнейшую эксплуатацию крана, продления срока его безопасной эксплуатации. По результатам экспертизы кран может отправиться в ремонт, на реконструкцию или быть списан.
Продление срока безопасной эксплуатации грузоподъемных машин – это сложная и довольно долгая процедура. Она включает в себя ряд этапов, которые нужно выполнять, только имея лицензию и обширные знания, соблюдая при этом требования органов Ростехнадзора, имеющиеся в нормативных документах.
Состояние грузоподъемной машины определяется после проведения экспертного обслуживания и технического диагностирования. Если на предприятии хорошо организован надзор за безопасностью эксплуатации, вовремя проводятся профилактические осмотры и ремонт оборудования, то грузоподъемные машины эксплуатируются значительно дольше окончания нормативного срока службы. Если же ситуация в корне иная, и обследование крана выявит его плохое состояние, работать на этой грузоподъемной машине уже будет нельзя.
В большинстве случаев грузоподъёмные краны возможно отправить в капитально-восстановительный ремонт (КВР). Для данного вида ремонта необходима разработка соответствующей проектно-конструкторской и технологической документации.
Наша организация выполняет все работы, связанные с продлением срока безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин, начиная от экспресс-обследования, заканчивая проведением КВР и испытаниями.
Опираясь на данные экспертизы, при необходимости возможно подготовить технико-экономическое обоснование для проведения модернизации грузоподъёмной машины или, оценив её функциональные возможности ( в том числе назначение), решить вопрос о его реконструкции. На основании согласованного с заказчиком технического задания разрабатываются соответствующие проекты.
Компетентность специалистов нашей организации позволит выполнить данные работы в оптимальные сроки. Уточнить возникшие вопросы можно по телефонам, указанным на соответствующих страницах сайта.
Начальник отдела экспертизы
Савинцев Игорь Геннадьевич
Моб.тел: 8-917-872-02-43, 8-917-292-48-37
Тел./Факс: (8552) 44-84-59