Основа концепции безопасности ОПО

Подъемное сооружение:
определение понятия – основа концепции безопасности опасного производственного объекта

Шапрунов В.В.
Эксперт
ООО СКБ «Высота»

Савинцев И.Г.
Начальник отдела экспертизы
ООО СКБ «Высота»

Ежов Ю.Г.
Начальник отдела конструкторских разработок
ООО СКБ «Высота»

Шеменев А.В.
Ведущий инженер-конструктор
ООО СКБ «Высота»

Стандартизованного определения термина «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в действующих нормативных документах в настоящее время не существует и его использование в качестве идентификационного признака опасного производственного объекта (ОПО) в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП), вносит (как впрочем, и вносило ранее) в данные нормативные правовые акты больше путаницы, чем ясности.
Вместо того, чтобы определиться с основополагающим понятием ФНП - «подъемное сооружение» и построить ему внятное определение (тем самым избавиться от критики в адрес разработчиков, направленной на то, что ФНП избыточный документ, необоснованно дублирующий требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин и Технического регламента ТР ТС 010/2011), по сей день делаются неадекватные попытки «удержать» словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в ФНП и в ФЗ № 116-ФЗ и придать ему (якобы это аналог понятия «подъемное сооружение») статус, объединяющий значительную часть грузоподъемных машин в категорию технических устройств, наличие которых на производственном объекте «переводит» его в опасный (ОПО). Одновременно в ФНП, как впрочем, и в их предшественнике, присутствует пункт (уточнение ФЗ № 116-ФЗ?!), гласящий о том, что не все грузоподъемные машины, имеющие данные механизмы являются подлежащими учету в органах Ростехнадзора.
В частности, краны мостового типа, имеющие «стационарно установленные грузоподъемные механизмы» в виде грузовых тележек с лебедками и электрических талей, «своим присутствием» на производственных объектах не вводят их в категорию опасных (ОПО), при том, что официальный идентификационный признак налицо. Действительно же идентификационным признаком для кранов мостового типа грузоподъемностью до 10 тонн включительно является наличие установленной на кране кабины управления, для мостовых кранов большей грузоподъемности – ее величина, вне зависимости от места управления.
Одновременно (видимо в связи с проблемами, сопровождающими замену в ФЗ № 116-ФЗ упомянутого словосочетания на понятное описание конструктивных идентификационных признаков грузоподъемных машин), в проекте изменений к ФНП (как компромиссный вариант) предлагается по новому понимать прежнее словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм», (определение было приведено в п.4.1 Приложения 2 к ПБ 10-382-00), а именно: грузоподъемные машины (краны и подъемники (вышки)) в момент подъема груза и опускания (на основании) груза (людей) остающиеся неподвижными, это не машины, а механизмы, установленные на специально подготовленных площадках, тем не менее, любой авторитетный словарь раскрывает понятие механизм совершенно в другом смысле.
Если взять за основу то, что использованное в приложении № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» понятие «грузоподъемные машины» (далее – ТР ТС 010/2011) (исходя из смысла текста приложения № 2) охватывает перечисленные в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011 объекты технического регулирования, касающиеся подъема и перемещения груза или людей (оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, тали канатные и цепные), видится целесообразным применить данное понятие в нормативных правовых актах, определив его место в ФНП и заменив соответствующим образом имеющийся в ФЗ № 116-ФЗ признак ОПО.
В связи с тем, что само по себе наличие на производственном объекте грузоподъемных машин не представляет опасности для ценностей, на защиту которых нацелены требования ТР ТС 010/2011, при замене идентификационного признака необходимо реализовать иной подход, аналогичный большинству пунктов приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ. В них идентификационным признаком является не наличие технологического оборудования на производственном объекте, а то, что по сути своей представляет опасность, т.е. осуществление технологического процесса с использованием данного оборудования, имеющего определенные конструктивные особенности.
Оптимальным решением представляется изменение ФЗ № 116-ФЗ в части замены идентификационного признака, которое предлагается изложить в следующей редакции соответствующего пункта Приложения 1:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
« 3) осуществляется подъем и/или перемещение грузов и/или людей:
а) грузоподъемными машинами с электрическим и гидравлическим приводом механизмов, используемыми по паспортному назначению:
грузоподъемными кранами мостового типа, грузовыми тележками (передвигающимися по надземному рельсовому пути), управляемыми из кабины, расположенной на кране (прикрепленной к тележке), а также управляемыми с пола грузоподъемностью более 10 тонн;
грузоподъемными кранами стрелового типа, грузоподъемностью более 1 тонны (консольными – более 10 тонн) с переменным вылетом и/или снабженными механизмом поворота, за исключением кранов, установленных на технологических самоходных машинах и применяемых для их ремонта, а также переставных – для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении;
грузоподъемными кранами кабельного типа;
мобильными кранами – манипуляторами грузоподъемностью более 1 тонны и с грузовым моментом 4 тонн на метр включительно;
мобильными подъемниками с рабочими платформами;
строительными, грузопассажирскими и фасадными подъемниками;
электрическими талями грузоподъемностью более 10 тонн, используемыми в качестве самостоятельных грузоподъемных машин;
б) эскалаторами в метрополитенах, канатными дорогами, фуникулёрами;».
Одновременно, Приложение № 1 к ФНП необходимо дополнить термином «подъемное сооружение»:
Подъемное сооружение – комплекс средств, предназначенных для выполнения работы, связанной с подъемом и перемещением грузов и/или людей в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины. Подъемное сооружение включает в себя грузоподъемную машину, а также, в общем случае, приспособления, оснастку, строительные конструкции и сооружения, обеспечивающие безопасное выполнение грузоподъемной машиной заданных функций.

Примечания:

  1. Приспособления (приспособления для грузоподъемных операций): съемные грузозахватные приспособления; багры и оттяжки; грузовая тара, в том числе специальная металлургическая тара; подвесные люльки для транспортировки людей; предохранительные пояса для людей в люльках и платформах мобильных подъемников с рабочими платформами.
  2. Оснастка: элементы, обеспечивающие жесткость, устойчивость или улучшение (увеличение, расширение) показателей назначения грузоподъемной машины реверсивного (временного) характера либо безопасное производство работ (крепления башенных кранов к строящимся зданиям; подкладки под подпятники выносных опор свободно стоящих грузоподъемных машин и переносные заземляющие устройства, применяемые для этих машин с электроприводом и (или) при работе вблизи линии электропередачи; устройства токоподвода к строительным грузоподъемным машинам; навешиваемые на полувагоны площадки для стропальщиков; средства радиосвязи между крановщиком и стропальщиком; устройства синхронной работы кранов мостового типа, элементы опирания, расчаливания или соединения стрел самоходных кранов, дополнительные противовесы, лебедки, тали и другие механизмы и элементы реконструкции и модернизации грузоподъемных машин, не являющиеся их постоянной частью), в том числе для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
  3. Строительные конструкции и сооружения: рельсовые крановые пути, включая путевое оборудование и заземляющие устройства; подкрановые строительные конструкции, в том числе основания для стационарных башенных кранов и прикордонных крановых путей причалов; открытые крановые эстакады; устройства токоподвода к грузоподъемным машинам постоянного базирования; лестницы и площадки для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным машинам, передвигающихся по этим путям; эстакады для работы стропальщиков в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и колесных транспортных средств; предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого краном на строительной площадке или автоматически (полуавтоматически) управляемой талью и монорельсовой тележкой на промышленных предприятиях; рабочие площадки для свободностоящих грузоподъемных машин, в том числе ограждения зоны их работы и знаки безопасности».
    Основными документами, определяющими компоновку подъемного сооружения на ОПО, тип (марку, модель) грузоподъемной машины, перечень необходимых приспособлений, оснастки и строительных конструкций и сооружений, соответствие установки грузоподъемной машины требованиям ФНП и возможность ее безопасной работы (в зависимости от типа грузоподъемной машины), помимо документов, подтверждающих работоспособное состояние средств, входящих в состав подъемного сооружения, являются:
    - технологический регламент (проект производства работ с использованием подъемного сооружения или технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ), с которым ознакомлены специалисты и персонал, занятые в процессе подъема и перемещения грузов на ОПО;
    - проект установки грузоподъемного крана постоянного базирования, предназначенного для осуществления погрузочно-разгрузочных работ или работ связанных с обслуживанием основного технологического процесса в неизменяющихся производственных условиях;
    - проект рельсового кранового пути и исполнительная документация по его устройству (для грузоподъемных машин на рельсовом ходу);
    - паспорт грузоподъемной машины, имеющий запись, внесенную специалистом эксплуатирующей организации (для вновь смонтированных грузоподъемных машин с применением сварки – на основании акта о пуске в работу) о проведении освидетельствования, соответствии подъемного сооружения технологическому регламенту, включающую разрешение о пуске в работу. В случае перестановки мобильных грузоподъемных машин – вахтенный журнал с аналогичной записью.
    В отличие от расплывчатого словосочетания «стационарно установленный грузоподъемный механизм», предлагаемые изменения ФНП и ФЗ № 116-ФЗ позволят установить между бизнесом-сообществом и исполнительной властью однозначно трактуемые взаимоотношения, строящиеся на основе того, что вместе с приобретением и использованием грузоподъемных машин с конкретными идентификационными признаками, их потребители возлагают на себя определенные действующим законодательством обязанности и юридическую ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Скачать и распечатать публикацию pdf-download

Комментарии закрыты.