О непрозрачности системы экспертизы промышленной безопасности

О непрозрачности системы экспертизы промышленной безопасности

В.Н. Бухарев, директор СКБ «Высота»

Участникам системы экспертизы промышленной безопасности необходимо пересмотреть свою роль и методы достижения цели, заключающейся в проведении объективной оценки соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Это продиктовано следующим:

  • причиной трагических событий, произошедших на Саяно-Шушенской ГЭС;
  • изменением законодательства в части защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, направленным на его ослабление;
  • грядущей заменой норм по утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности на регистрацию этого заключения.

Участниками действующей системы экспертизы являются в основном три стороны:

  • владельцы опасных производственных объектов (в нашем случае – подъемных сооружений);
  • экспертные организации;
  • органы Ростехнадзора.

Владельцам подъемных сооружений следует обратить внимание на ясные и понятные показатели, по которым собственник должен выбирать диагностический и ремонтный (если нет своего) персонал для содержания их в исправном и, следовательно, в безопасном состоянии.
Показатели эти – профессионализм и применение современного оборудования, так же как при диагностике и ремонте личного автомобиля. Однако на деле все вплоть до наоборот. Владелец выбирает тех, кто эту работу делает дешевле, невзирая на последствия.
Объясняется это тем, что в примере с личным автомобилем решение принимает в большинстве случаев сам собственник, а в проведении диагностики или ремонта средств производства на предприятии – наемные исполнители, которым экономисты предприятия, как и другим службам, ставят задачу: купить сырье, топливо, рабочую силу, в т.ч. и экспертные услуги насколько можно дешевле. О том, насколько объективны результаты экспертного обследования, с каким качеством выполнен ремонт, хозяин предприятия до поры до времени не знает и не спрашивает. Но, как правило, сэкономленные на диагностике крана 15 т.р. в течение 2-3 лет могут привести к прямым и косвенным потерям в десятки раз превышающим эту экономию, а нередко и к трагическим последствиям. Это и неоправданные затраты на аварийный ремонт, нерациональное планирование запасных частей и сбой технологического цикла. Данный вопрос должен решать технический руководитель, и только он.
Определяя экспертную организацию в качестве поставщика услуг, необходимо оценивать ее комплексно, в первую очередь квалификацию и опыт экспертов в области проектирования, диагностирования и ремонта подъемных сооружений, обеспеченность ее технической документацией и средствами контроля.
Здесь же следует отметить, что количество отказов в утверждении заключений - не показатель компетентности или некомпетентности экспертной организации.
Экспертные организации в изменяющихся условиях рынок своих услуг должны расширять на качественном, а не на количественном уровне, в основном за счет демпинга цен. Обесценивать свой труд может только человек или ничего не понимающий в деле, которым он занимается (пытается заниматься), или некачественно его выполняющий.
Работать на более высоком качественном уровне необходимо не только в угоду красивому лозунгу, но и следуя логике, вытекающей из здравого смысла - чем дольше техника находится в эксплуатации, тем тщательнее должна быть и оценка ее технического состояния.
Оценка остаточного ресурса с использованием результатов контроля напряженно-деформированного состояния несущих металлоконструкций является наиболее объективным методом контроля за безопасной эксплуатацией подъемного сооружения. Такой подход целесообразен для кранов стационарного базирования, работающих в технологических циклах предприятий, где их замена сопряжена со значительными экономическими издержками, в т.ч. приостановкой производства и вынужденным простоем работников.

Качественный уровень работ экспертной организации это еще и:

  • предоставление владельцу подъемного сооружения правдивой информации о состоянии промышленной безопасности на предприятии, а не только передачу по факсу пресловутой Ведомости дефектов;
  • обеспечение мониторинга за техническим состоянием и предоставление реальных прогнозов о развитии событий, в зависимости от отношения владельца к содержанию подъемных сооружений и надзора за ними;
  • установление рабочих и доверительных отношений с органами государственного и ведомственного надзора, которые заключаются в предоставлении объективной информации о состоянии промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и производствах, с целью обеспечения контроля за проведением владельцами подъемных сооружений профилактических мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности, а в необходимых случаях - принятия оперативных мер по приостановке работы неисправных подъемных сооружений и исключения тем самым аварий и инцидентов на опасных производственных объектах.

Взаимодействие территориальных отделов Ростехнадзора с экспертными организациями рамками принципиальной схемы организации экспертизы промышленной безопасности не предусмотрено. В тексте Правил проведения экспертизы промышленной безопасности о функциях территориальных отделов нет ни слова, да и взаимоотношения экспертных организаций с территориальными управлениями не имеют четкой рабочей связи.
Эти Правила не претерпели принципиальных изменений, ввиду того что необходимые изменения должны быть одновременно внесены и в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Несмотря на это, созданная 11 лет назад система экспертизы промышленной безопасности может стать эффективным инструментом в руках органов Ростехнадзора для осуществления части своих функций через полномочия экспертных организаций, предоставленные им в рамках договорных отношений с подконтрольными предприятиями.
Согласно Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, условия и/или ограничения, включаемые в заключения экспертизы после их утверждения, являются законодательной нормой для владельцев подъемных сооружений. Они могут быть дополнены, ограничены или отменены органами Ростехнадзора. Однако на практике, до последнего времени, должного внимания этому не уделялось.
Перечень необходимых и обязательных условий, в т.ч. организационного характера, которые следует включать в заключения экспертизы, органам Ростехнадзора совместно с экспертными организациями необходимо сформировать в виде рекомендаций и вменить в практику экспертной работы. Решение данного вопроса в рамках требований нормативных документов, будет одним из возможных шагов, которые позволят на должном уровне обеспечить промышленную безопасность на опасных производственных объектах, где используются подъёмные сооружения.
Одновременно следует определить понятный и прозрачный механизм взаимодействия между экспертными организациями и территориальными отделами и управлениями Ростехнадзора. Всё зависит от подхода, который будет сформирован в этом направлении органами Ростехнадзора.

В.Н.Бухарев
январь 2010 г.

Комментарии закрыты.