Обсуждение проекта приказа РТН «О внесении изменений в ФНП в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

Предложения директора ООО СКБ «Высота» Бухарева В.Н. по предлагаемым изменениям в ФНП в области пром. безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

Предлагаемое регулирование формально направлено на решение проблемы, в основном связанной с повышением требований к уровню (и форме подтверждения) профессиональной теоретической подготовки экспертов, участвующих в экспертизе промышленной безопасности. Актуальность данной проблемы была и 20 и 10 и 5 лет назад. Никакого ее обострения в профессиональном сообществе не наблюдается. Однако определить правовой статус эксперта необходимо, так как легитимность эксперта прошедшего аттестацию у хозяйствующего субъекта (независимого органа ОС в СДА), дающую право экспертизы ТУ и ЗС на ОПО, мягко говоря, вызывает сомнение.
Одновременно, следует однозначно отвергнуть требование о необходимости наличия у экспертов (кандидатов в эксперты) публикаций в области промышленной безопасности, которое носит избыточный и коррупционный характер. Публикация статей профессионального научно-технического характера не может являться самоцелью. Это продукт естественного инженерного мышления специалиста, имеющего аналитический склад ума, в процессе осуществления им своих профессиональных обязанностей. В порядке исключения, в качестве стимула к повышению квалификации, очередная или первичная аттестация может быть зачтена (автоматически оформлена) для экспертов, опубликовавших в течении определенного периода (3-5 лет) в соответствующих СМИ или в сборниках трудов и докладов не менее трех публикаций касающихся отраслевой сферы, в которой они осуществляют свою деятельность.
Требование об обязательности подготовки реферата в области промышленной безопасности, с устным авторским комментарием при аттестации (переаттестации), возможно установить для подтверждения компетентности руководителей экспертных организаций, задействованных в процессе экспертизы промышленной безопасности и подписывающих заключения. Они, в отличие от экспертов, исходя из должностных обязанностей, должны анализировать процесс экспертизы, в том числе практическую деятельность экспертов, делать выводы об уровне старения диагностируемого оборудования, отслеживать эффективность применяемых способов и методов диагностики технических устройств, зданий и сооружений, используемых на ОПО, а также внедрять прогрессивные подходы к осуществлению экспертизы промышленной безопасности.
Однако проблема низкого качества экспертиз кроется не только (и не сколько) в недостаточном профессиональном уровне экспертов. Большей частью низкому качеству экспертизы способствуют заказчики экспертизы, «оптимизирующие» свои расходы по содержанию ОПО и руководители экспертных организаций, которые, преследуя исключительно свой корыстный интерес, идут у них на поводу. И не всегда такими заказчиками являются небольшие предприятия малого или среднего бизнеса, далеко не всегда. В качестве примера, возможно, привести нынешнее положение дел, сложившееся в сфере экспертизы промышленной безопасности в ОАО «РЖД»: На аукцион по экспертизе промышленной безопасности на 2015 год, проводимый дирекцией одной из железных дорог на торговой площадке, выставлено 250 объектов экспертизы из них 20 зданий,остальные объекты к/н и ПС. Стартовая цена аукциона подразумевает финансирование работ по проведению экспертизы одного объекта в размере 18 тыс. руб. На аукционах такого рода, цена, как правило, снижается на 30 процентов.
Выходит так, что одна из естественных монополий предлагает проводить экспертизу промышленной безопасности, в том числе зданий (!) за 13 тыс. рублей. К этому следует добавить, что 250 объектов экспертизы промышленной безопасности расположены на территории шести субъектов федерации, а «побеждают» на аукционах экспертные организации, расположенные за тысячи километров от этих объектов. Каким образом будет проводиться экспертиза стоит только догадываться, так как этих средств едва хватит на транспортные и командировочные расходы. Таким образом, обманывая сами себя, заказчики экспертизы, провоцируют ситуацию на рынке экспертизы промышленной безопасности и в итоге число псевдоэкспертных организаций не уменьшается.

Скачать проект Приказа О внесении изменений в ФНП в области пром.безопасности

Комментарии закрыты.