О необходимости назначения условий и ограничений для грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы

О необходимости назначения условий и ограничений для грузоподъемных кранов с истекшим сроком службы.

Савинцев И.Г.
Начальник отдела экспертизы
ООО СКБ «Высота»

Ежов Ю.Г.
Начальник отдела конструкторских разработок
ООО СКБ «Высота»

Шеменев А.В.
Ведущий инженер-конструктор
ООО СКБ «Высота»

Шапрунов В.В.
Эксперт
ООО СКБ «Высота»

Грузоподъемные краны с истекшим сроком службы допускаются к дальнейшему использованию только при наличии положительного заключения по результатам проведенной экспертизы, однако количество отказов при их эксплуатации из-за неудовлетворительного технического состояния снижается незначительно. Это отчасти объясняется тем, что достаточно большое количество грузоподъемных кранов уже не раз были продиагностированы и их надо бы выводить из эксплуатации, но для эксплуатирующих организаций задача остается той же - добиться очередного положительного заключения экспертизы, которое поможет законно продлить срок их эксплуатации, а не приобретать новые краны. Отдельные экспертные организации из-за своей безответственности и некомпетентности, а в большинстве случаев по причине финансовой заинтересованности идут навстречу пожеланиям заказчика и выдают положительные заключения, не отражающие фактического состояния объекта экспертизы, а также не содержат объективных результатов диагностирования, инструментального контроля параметров конструкций и узлов, которые оказывают влияние на надежность и безопасность работы грузоподъемного крана. В текстах таких заключений, как правило, отсутствуют условия и (или) ограничения (далее - мероприятия), выполнение которых способствовало повышению безопасности эксплуатации крана на продлеваемый период.
Заказчик экспертизы, настроенный на формальное решение вопроса о продлении срока эксплуатации крана, не стремится получить квалифицированные рекомендации по проведению мероприятий, нацеленных на приведение конструктивного исполнения, характеристик и параметров крана и условий эксплуатации в соответствие с требованиями действующих нормативных документов, тем самым безусловно повышая безопасность его использования. К данным мероприятиям следует отнести ограничения рабочих параметров, указания о проведении мероприятий по контролю состояния отдельных узлов, технических освидетельствований, капитально-восстановительного ремонта, замене элементов ненадежных ветрозащитных систем, а также по ограничению зоны работы крана.
Одновременно следует отметить, что внесение изменений в существующие конструкции кранов в рамках их модернизации позволяет переводить их в режим работы, при котором машина в меньшей степени находится под воздействием динамических нагрузок. Если у эксплуатирующей организации нет возможности единовременно произвести замену грузоподъемных кранов с истекшим расчетным сроком службы, то целесообразно использовать апробированные технические решения, нацеленные на неформальное продление срока их службы. Например, путем усовершенствования систем управления крановыми электроприводами, в которых используются электродвигатели с фазным ротором с целью изменить режим загрузки со ступенчатого на плавный. При этом устанавливаемая интенсивность разгона и торможения создает значительное (от 20 до 40 % в зависимости от типа привода) уменьшение динамических нагрузок, возникающих в базовых узлах механизмов и несущих металлоконструкциях кранов. Параллельно могут быть решены и остальные проблемы используемых кранов с электроприводом, содержащих системы управления, созданные по образцу схемных решений второй половины прошлого столетия.
Однако, как бы парадоксально это не звучало, заинтересованности в назначении приведенных выше мероприятий нет не только у владельца оборудования (эксплуатирующей организации), но и у остальных участников процедуры экспертизы — экспертной организации и территориального органа Ростехнадзора.
Что означает для экспертной организации назначить мероприятия? Только одни минусы (повышение безопасности эксплуатации крана не рассматривается).
Во-первых, надо доказать владельцу необходимость их назначения, и если для выполнения потребуются материальные затраты, то следует доказать их обязательность и неотвратимость. Во-вторых, за некоторыми мероприятиями следует необходимость разработки проектов реконструкции или модернизации, привлечения для исполнения этих проектов соответствующей специализированной организации и проведение дополнительной экспертизы по результатам выполненной работы. Это также усложняет процедуру экспертизы, поскольку время проведения экспертизы ограничено тремя месяцами, которых, как правило, не хватает. В-третьих, не каждая экспертная организация имеет в своем составе конструкторские под-разделения, способные воплотить текстовые рекомендации в реальные проекты или квалифицированно внести соответствующие изменения в руководство по эксплуатации крана. В четвертых, мероприятия, направленные на изменение эксплуатационных параметров кранов и зафиксированные в заключении экспертизы промышленной безопасности должны быть подтверждены расчетами.
В итоге это влечет за собой увеличение стоимости работ, позволяющих завершить проведение экспертизы с положительным результатом, что является фактором не в пользу экспертной организации. Какую экспертную организацию выберет в следующий раз заказчик экспертизы? Понятно, ту, которая выдаст «чистое» заключение, без мероприятий, обязывающих эксплуатирующую организацию уделять повышенное внимание крану и нести значительные материальные затраты.
Территориальные органы Ростехнадзора, в связи изменением законодательства не проверяют содержание и суть заключений экспертизы промышленной безопасности, а также не контролируют выполнение включенных в их состав мероприятий. Удаленный мониторинг позволяет проконтролировать лишь сам факт проведения экспертизы и не более того.
Примечание:
С большой долей вероятности возможно предположить, что данное негативное состояние дел в сфере экспертизы промышленной безопасности может измениться после введения в действие административного регламента по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов в области промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, необходимо обозначить данную проблему, как требующую скорейшего разрешения и обратить внимание Центрального аппарата Ростехнадзора на необходимость поручения уполномоченным им специализированным организациям провести анализ и обобщение соответствующих требований, содержащихся в нормативных документах, информационных письмах Ростехнадзора, заводов-изготовителей кранов, проектных организаций в области краностроения, учесть опыт работ по экспертному обследованию и включить в Руководство по безопасности «Рекомендации по техническому диагностированию грузоподъемных кранов» указания по назначению условий и ограничений для конкретных типов (моделей) грузоподъемных кранов, подлежащих экспертизе промышленной безопасности в связи с истечением срока службы.

Скачать и распечатать публикацию pdf-download

Комментарии закрыты.