Развитие портовых перегрузочных кранов

РАЗВИТИЕ ПОРТОВЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ КРАНОВ

Прообразом стреловых кранов можно считать колодезный журавль, изображения которого имеются в одной древних китайских рукописей, датированной примерно 2200 г. до нашей эры. Однако прошло около двух тысячелетий до создания другого подобного грузоподъемного устройства. Это устройство, выполненное в виде коромысла, один из концов которого был оснащен крючьями, подвешенными на цепях, использовалось Архимедом при обороне Сиракуз на острове Сицилия во времена Пунических войн (примерно 200 лет до нашей эры).
Крючья должны были цепляться за римские суда, подошедшие к стенам города и, при опускании второго (тяжелого) конца коромысла опрокидывать их. Трудно судить, насколько эффективно действовали эти устройства, но принцип их интересен.
Несколько позже (I век до нашей эры) в трудах римлянина Витрувия появились сведения о применении устройств, подобных дерриккранам с гибкими оттяжками, уже оборудованными, полиспастами, воротами.
В долгие средние века техника и орудия труда совершенствовались очень медленно, и во многих случаях все начиналось опять с самого начала. Только в XIV XV веках, с развитием торговли, морских и речных перевозок, стали появляться поворотные стационарные стреловые краны.
Кран расположен в башне, являющейся его поворотной частью и фиксирующей в вертикальном положении поворотную колонну, оборудованную двумя ступальными колесами (в нижней части колонны) и стрелой постоянного вылета (в верхней части колонны). Известен кран подобного типа, смонтированный на поворотном кругу. Эти краны имели уже практически все элементы современных стреловых кранов, но соответствовали техники и технологии тех времен (деревянные конструкции и механизмы с металлическими креплениями, пеньковые канаты или цепи, мускульная сила в качестве привода). Краны такого типа использовались и в зарождающейся промышленности и для подъема тяжестей в строительстве. Применялся также конный привод или водяные колеса.
Развитие торговых перевозок, появление паровых металлических судов и тяжелой техники потребовало и совершенствования грузоподъемной техники в портах, на железных дорогах и в промышленности. Во второй четверти XIX века в Англии, Германии, России и в других странах появляются первые стреловые паровые краны.
Этот кран имел уже металлическую конструкцию, стальные открытые зубчатые передачи и другие элементы привода. Паровые краны применялись достаточно широко. Достаточно сказать, что во второй половине XIX века в Гамбургском порту было установлено около 400 кранов грузоподъемностью 1,5 2,5 т и вылетом 6,8 9,8 м. В это число входят стационарные краны, передвижные краны на низких тележках и, наконец, краны на полупорталах, которые позволили освободить причал для проезда транспортных средств. Последние серии паровых стреловых кранов лишились собственных котлов и снабжались паром от общих котельных установок, что заметно снизило их стоимость. В то же время появились и первые стреловые поворотные краны (с паровым приводом).
Одновременно с паровыми кранами в середине прошлого века были построены гидравлические стреловые стационарные краны оборудованные силовым гидравлическим цилиндром и ускоряющими полиспастами.
Поскольку в качестве рабочей жидкости применялась вода а система имела большие габариты, они не нашли сколько-нибудь заметного применения.

Скачать и распечатать полную версию

Комментарии закрыты.